cover-stories


К 80-летию La Reverso: ода уникальности

English Español 中文
Август 2011


1931

Скончался Томас Эдисон, завершилось строительство Эмпайр-стейт-билдинг, стоившее $40 млн, Аль Капоне приговорили к 11 годам тюрьмы, Жозефина Бейкер впервые исполнила J’ai deux amours, вышла картина Чарли Чаплина “Огни большого города”, а Маркони, изобретатель радио, снабдил “Радио Ватикан” самым мощным в мире коротковолновым передатчиком.

В Британской Индии, население которой тогда насчитывало немногим более 350 млн, Махатма Ганди заключил договор с вице-королем Индии лордом Ирвином, благодаря чему бедняки получили возможность самостоятельно добывать соль. В это же время в Бомбее офицеры британской армии, увлекавшиеся конным поло, впервые вышли на поле в новых, совершенно потрясающих часах Reverso.

Новая модель отличалась элегантной, революционной конструкцией, позволявшей поворачивать корпус таким образом, чтобы защитить часы от возможных ударов на поле. Одна незначительная на первый взгляд деталь очень скоро приобрела особую важность — задняя крышка поворачивающегося корпуса не просто обеспечивала надежную защиту, но и благодаря красивой полированной поверхности предлагала неисчерпаемые возможности для персонализации. Человека, представившего миру первую модель Reverso в стиле ар-деко, звали Сезар де Трей. Этот успешный бизнесмен из Швейцарии решил попробовать свои силы в продаже дорогих часов. Годом ранее, во время путешествия по Индии, он познакомился с английским офицером, пожаловавшимся ему на разбитые во время матча часы. Офицер спросил Сезара де Трея, сможет ли тот найти часы, способные противостоять толчкам и ударам, неизбежным во время игры в поло.

Вернувшись на родину, де Трей тут же отыскал знакомого часовщика Жака-Давида Ле Культра. Мануфактура последнего, самая современная и развитая на тот момент, производила около 200 различных калибров с функцией хронографа. В ее стенах родился ряд технических инноваций в области механики и часового производства. Жак-Давид Ле Культр частенько пользовался услугами парижской марки Jaeger. Вместе они в 1925 году разработали революционные часы Duoplan, отличавшиеся миниатюрностью и невероятной точностью. Благодаря особой двухуровневой конструкции механизма мастерам мануфактуры удалось разместить крупный баланс в крохотном корпусе. LeCoultre и Jaeger совместными усилиями удалось-таки воплотить задумку Сезара де Трея — они создали корпус, способный поворачиваться, оставляя снаружи готовую к испытаниям металлическую заднюю крышку.

4 марта 1931 года инженер Альфред Шово, на которого возложили практическую реализацию проекта, оформил патент на часы, “способные скользить на своем основании и полностью переворачиваться на другую сторону”. Так родились Reverso. Но тогда никто и подумать не мог, что присутствует при рождении легенды.

Популярность модели стремительно росла, завоевывая множество почитателей не только среди британских офицеров. Модель Reverso, вдобавок к своим практическим функциям, защите корпуса, обладала еще и неповторимой эстетикой. Ее геометричные линии стали воплощением популярного стиля ар-деко, положившего начало явлению под названием “дизайн”.

Reverso ожидал громкий успех, во многом благодаря бесконечному множеству вариантов персонализации корпуса. Модель эта, столь же изысканная, сколь технически сложная, обладает исключительным даром вызывать эмоции. Стальная или золотая задняя крышка корпуса — тот самый чистый лист, на котором можно запечатлеть свои желания. Уже в первые годы персонализация стала чуть ли не основным преимуществом модели.

К 80-летию La Reverso: ода уникальности

Brevet N° 159982 – René Alfred Chauvot, REVERSO 1931

2011

Восемьдесят лет спустя часы Reverso ни на йоту не утратили своей актуальности. Reverso, занимающие в истории часового искусства поистине легендарное место, никогда не теряли связи с современностью. Коллекция эта положила начало уникальному виду часового искусства. Изначальная идея поворачивающегося корпуса породила множество вариаций, сочетающих в себе всевозможные часовые функции и обличия в рамках одного корпуса. Reverso ассоциируется с искусством создания высоких усложнений и ювелирным мастерством. Коллекция переходила из одних умелых рук в другие, то оживая под кистью художника-миниатюриста, то поражая волшебством эмали.

И все же марка никогда не забывала о спортивных корнях Reverso, прибавив к коллекции хронографы в прочном корпусе с высокофункциональными калибрами, не боящимися самых экстремальных условий. В 2006 году в архивах марки отыскался эскиз второго варианта корпуса, квадратной формы, зарегистрированного в одно время со знаменитым прямоугольником. Идея квадратных Reverso, родившаяся еще в 1931-м, была реализована в наше время в подчеркнуто спортивной модели Reverso Squadra.

К 80-летию La Reverso: ода уникальности

Среди всех часов, созданных маркой в честь 80-летия линии, двое стали символами пути Reverso: прогрессивная новинка и точное воспроизведение первой модели.

Reverso Répétition Minutes à Rideau

Эти исключительные часы стали подтверждением мастерства марки в области часовых усложнений (представленных в данном случае минутным репетиром), технических достижений (в виде уникальной “шторки”) и безупречного вкуса (породившего классический элегантный корпус). Новая модель может поворачиваться, скрывая один из своих циферблатов. Но сюрпризы на этом не заканчиваются — один из циферблатов можно закрыть декоративной “шторкой”, состоящей из 16 планок шириной 2,34 мм из 18-каратного белого золота. Движение шторки приводит в действие механизм минутного репетира. С прекращением музыкального отсчета часов, четвертей и минут шторка возвращается в исходное положение, вновь скрывая циферблат. За функционирование этого романтичного усложнения отвечает сложный механизм:16 планок служат цепью, воздействующей на механизм репетира. Скольжением шторки заводится пружина репетира и активируется система боя – боковое движение переходит во вращательное.

Элегантный дизайн корпуса (270 деталей) в сочетании с микромеханическим механизмом шторки дополняется новым калибром исключительной сложности. Jaeger-LeCoultre 944 Calibre, приводящий в действие Reverso Répétition Minutes à Rideau — последний из вереницы калибров-репетиров марки. За историю Jaeger-LeCoultre было создано более 200 версий “мелодичных” часов. Настоящий калибр является прямым наследником первых Reverso 1994 года в прямоугольном корпусе с минутным репетиром, оказавшихся одним из самых серьезных тестов на профессионализм для мастеров марки. Он объединил блестящие разработки, накопившиеся за годы исследований.

Идет ли речь о конструкции самого гонга (было решено отказаться от общепринятой круглой формы в пользу квадратного сечения и использовать секретный сплав; изготовляется гонг — от пятки до самого кончика из тончайшей проволоки — из цельного куска материала), двуосной системе молоточков со специальным шарниром на подвижном плече для увеличения выработки энергии, центробежном регуляторе с маховиком, контролирующем время механических действий в процессе боя, или системе активации репетира при помощи шторки — все указывает на то, что последняя модель Reverso стала кульминацией часового мастерства и опыта марки.

Для циферблата с минутным репетиром, сквозь который видно механизм, команда дизайнеров во главе с Янеком Делешкевичем, признанным знатоком во всем, что касается коллекции Reverso, выбрала современный стиль, выгодно подчеркивающий высокотехнологичный облик корпуса с его волнистыми линиями. Второй циферблат с часовой и минутной стрелками напоминает геометрическим мотивом, выгравированным по кромке, Дворец дожей в Венеции, излюбленном городе марки. Его прозрачная структура позволяет разглядеть украшающий мосты восхитительный волнообразный узор.

К 80-летию La Reverso: ода уникальности

REVERSO RÉPÉTITION MINUTES À RIDEAU

Grande Reverso Ultra Thin Tribute to 1931

К 80-летию коллекции Jaeger-LeCoultre подготовила ограниченную серию Grande Reverso Ultra Thin Tribute to 1931, созданную по образу и подобию самой первой модели из линии Reverso. Новинка, задуманная как переиздание легендарной модели, представляет собой точное воспроизведение первых часов в более крупном корпусе, позаимствованном у Grande Reverso Ultra Thin.

Grande Reverso Ultra Thin Tribute to 1931 выйдет в количестве 888 экземпляров в стальном корпусе с черным циферблатом, а версия из розового золота с белым циферблатом ограничится 388-ю. Логотип марки скромно примостился у основания рамки, а на циферблате красуется красноречивая надпись “Reverso”. Знаменитая минутная шкала, вдоль которой скользят часовая и минутная стрелки, придает модели ни с чем несравнимое чистое обаяние стиля ар-деко.

К 80-летию La Reverso: ода уникальности

GRANDE REVERSO ULTRA THIN TRIBUTE TO 1931

Новые возможности для персонализации

Еще один подарок поклонникам марки — новые возможности персонализации часов: от простой гравировки до нанесения замысловатого узора с использованием эмали и инкрустацией драгоценными камнями. Для украшения своих часов теперь, помимо английских букв и шрифта в стиле ар-деко, можно выбрать и другие шрифты и даже цветовые оттенки, стоит только зайти на сайт Jaeger-LeCoultre в раздел персонализации (http://personalisation.jaeger-lecoultre. com). Вы можете создать для себя или для близкого вам человека часы, которые будут переходить из поколения в поколение, напоминая о славной истории марки, однако не утрачивая своей актуальности.

К 80-летию La Reverso: ода уникальности

История персонификации Reverso

В начале 30-х годов прошлого века король Великобритании Эдуард VIII велел выгравировать на задней крышке своих Reverso фамильный герб. Подобным же образом были украшены и часы принца Дании, писавшего в 1934 году, что он “очень доволен своими Reverso, с честью выдержавшими испытание плохой погодой в южном Марокко”. Легендарная американская летчица Амелия Эрхарт заказала Reverso с нанесенным на заднюю крышку маршрутом своего первого перелета из Мексики в Нью-Йорк, совершенного 8 мая 1935 года. Английские джентльмены предпочитали украшать свои часы гербом закрытого Британского клуба автогонщиков, куда могли попасть только избранные. Солдаты элитного гуркхского батальона, офицеры личной охраны джайпурских магараджей и Королевского Сассекского полка, слушатели колледжа Королевских ВВС в Крэнвелле — все они носили часы Reverso под цвет своей униформы. Молодые английские студенты выбирали для своих Reverso символику Итонского колледжа, школы Хэрроу и Сент-Эндрюсского университета. Оригинальным вариантам украшения часов нет числа: от хижины на необитаемом острове, карты родной страны до легкомысленных эротических сценок.

К 80-летию La Reverso: ода уникальности

Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2011