features


Собственные механизмы: за и против

English
Февраль 2010



Одной из четких тенденций развития часовой отрасли сегодня является освоение марками производства собственных мануфактурных механизмов. Поскольку доставать механизмы становится все сложнее, а ЕТА в ближайшем будущем, вполне возможно, вообще прекратит поставлять механизмы компаниям вне Swatch Group, марки со всего рынка ищут альтернативы, одной из которых является разработка и выпуск собственных калибров.

Несомненно, совершенно логичным для некоторых компаний является инвестирование в это направление. Но не стоит сразу отказываться от заказа механизмов у других производителей. Единого верного ответа нет.

Закупка механизмов
Нет ничего постыдного в приобретении высококачественного технологичного продукта, и некоторые марки намеренно избирают такой путь, чтобы быть уверенными, что проблем не будет. В Швейцарии есть несколько производителей механизмов Swiss Made — это ETA, Sellita, Concepto, Dubois Dépraz и некоторые другие. Не стоит забывать и о производителях из Японии, Китая и других стран. Но общая нехватка калибров, а также ненадежность поставок заставляют компании искать альтернативы.
Одной из таких возможностей может стать разработка собственного механизма, что от любой марки требует значительных усилий и инвестиций, не говоря уже о мелких. По словам Антуана Прециузо, приобретающего механизмы у поставщиков, “есть смысл разрабатывать собственные механизмы, если вы занимаетесь серийным производством. Но исследования, разработка и производство требуют немалых денег, потому-то, если вы специализируетесь на уникальных часах или ограниченных сериях, вы не можете позволить себе собственный механизм”.
Самым серьезным камнем преткновения, по мнению Прециузо, является проблема надежности механизма и ремонта уже проданных часов. “Неудобство возникает на уровне клиента — тот факт, что механизм был создан in-house, не гарантирует длительного гарантийного обслуживания”, — говорит он. — Множество марок предлагают интересные концепции, но что же произойдет, если часы придется чинить? Надежный механизм является результатом многолетних исследований. Сегодня определенный тип коллекционеров гонится лишь за “часовыми подвигами”, не обращая внимания на функциональность часов. Однако если вы вложили сотни тысяч, самое малое, что может сделать марка, — обеспечить отличную работу часов и предложить долгий период гарантийного обслуживания, для многих поколений”.


Собственные механизмы: за и против

3VOLUTION II от Antoine Preziuso


Производство механизмов
В последние годы многие марки обратились к разработке собственных механизмов, чтобы решить проблемы с поставками и качеством, а также чтобы контролировать собственное развитие. Carl F. Bucherer стала одной из первых среди них, представив после пяти лет разработок на BaselWorld 2009 базовый механизм CFBA1000.
“В 2004 году мы приняли решение производить собственные механизмы, — говорит Томас Морф, глава компании Carl F. Bucherer. — Я считаю, что каждый настоящий производитель часов должен владеть искусством создания часового “мотора”, владеть часовым искусством как таковым. Конечный потребитель в нашей ценовой категории заслуживает продукт с ощутимой ценностью. Мы не собираемся производить кварцевые механизмы и не планируем отказываться от базовых калибров ЕТА, однако на верхушке пирамиды должен находится наш собственный мануфактурный механизм. Именно это и отличает выскочек от настоящих компаний”. “Вас ждут большие затраты, и, конечно, есть много негативных моментов, — признает Морф. — Вы продвигаетесь в режиме “два шага вперед, один назад”. Это тернистый путь. Обладали первые прототипы такой же точностью, что и калибры ЕТА? Разумеется нет, но все время вносятся улучшения”.
Аргументом за производство собственных механизмов является наличие финансовой базы. “Группа компаний Bucherer имеет сильный финансовый костяк, — сознается Морф. — Вы должны обладать упорством и терпением и все внимательно обдумать. Речь идет не просто о производстве 20-и механизмов. Мы планируем однажды выйти на уровень, когда треть нашей коллекции будет оснащена собственными механизмами. Это не увлечение, а полупроизводственный процесс. А значит, необходимо иметь критическую массу, которая окупится, иначе не стоит и пытаться. Надо быть идиотом, чтобы разрабатывать собственный механизм для часов в ценовом сегменте от 1000 до 5000 долларов. Я делаю это не потому, что мне так нравится, хотя, должен признаться, получаю от этого удовольствие. Я здесь для того, что обеспечивать компании прибыль. Это не хобби богатого человека, это мой вклад в компанию. Бизнес-модель. Если у вас нет бизнес-модели и вы просто следуете за текущими тенденциями, подумайте о последствиях, возможно, вам не стоит этого делать”.


Собственные механизмы: за и против

CFB A1000 от Carl F. Bucherer
Томас Морф, CEO Carl F. Bucherer



Растущие ожидания Panerai
Другая ведущая марка, занимающаяся производством собственных механизмов, это Panerai. Ее президент и СЕО Анджело Бонати утверждает: “Мы начали работу над собственным механизмом, когда проблем с покупкой калибров у производителей не было. Это была стратегическая миссия марки. Panerai должна быть эксклюзивной и подлинной, а подлинность в премиум-сегменте невозможна без производства собственных механизмов со специфическими характеристиками. Именно этого мы и добиваемся”. “Когда мы объявили о своих намерениях, клиенты поначалу отнеслись к ним с долей подозрения, потому что это было нечто новое, чего раньше Panerai не делала. Сейчас они по достоинству оценили нашу работу”.
Panerai сейчас использует три калибра ЕТА и шесть собственных. По словам Бонати, марка продолжит покупать механизмы ЕТА для часов низшей ценовой категории, однако клиенты, и таких становится все больше, хотят, чтобы часы, которые они приобретают, были оснащены фирменным механизмом.
“Производство собственных механизмов несет определенные риски, поскольку вам приходится инвестировать в него, — признает Бонати. — Однако без риска не получить прибыли. Мы стремимся увеличить ценность марки и, на мой взгляд, Panerai имеет как никогда полный имидж. Добиться этого нелегко, поскольку приходится продолжать вкладывать средства и генерировать новые идеи, но такой путь был необходим для Panerai — в результате мы увеличили ценность марки”.

Собственные механизмы: за и против

CALIBRE P.999 и CALIBRE P.2006/3 от Panerai


Bovet и Dimier: традиционный путь
В 2007 году марка Bovet купила производителя механизмов Dimier с целью создания собственных механизмов с турбийоном. “Если вы имеет возможность выпускать in-house механизмы, вы посвящаете всего себя своей страсти, — говорит Паскаль Раффи, президент Bovet. — Чрезвычайно важно осознавать весь спектр знаний и практических умений, необходимый для разработки и производства механизмов. Сложно, но возможно развиваться и предлагать новинки, сохраняя при этом стандарты на должном уровне. Кроме того, мы имеем возможность создавать максимально красивые механизмы. Не вижу негативных моментов в нашем задании. Разумеется, это огромная ответственность. Если механизм поставляется третьим лицом, именно на него и возлагается ответственность за надежность, отделку и гарантийное обслуживание. Это еще одна причина уважать наших поставщиков, поскольку я знаю трудности, в частности финансовые, с которыми им приходится сталкиваться. Однако разрабатывая собственные механизмы, гораздо легче находить решения”.
Кроме механизмов с турбийоном, которые производит группа (включая пружины), Раффи вплотную занялся разработкой базового механизма, который будет выпускаться Dimier. “Когда я принял на себя управления Dimier, мы прекрасно осознавали, что за два года создать собственный базовый механизм невозможно, поэтому разработали десятилетний план. Чрезвычайно трудно создать надежный базовый механизм. У нас есть дизайн, и сейчас мы перешли к этапу прототипов, после чего последует этап нулевых серий и собственно производство. Одного желания тут недостаточно”.


Собственные механизмы: за и против

Турбийонная мануфактура Dimier в Трамелане


Frédérique Constant и творческий подход к дизайну
Frédérique Constant укомплектовывает часть своей продукции собственными механизмами. Речь идет, конечно, о часах премиум-сегмента. “Крайне важно использовать творческий подход к дизайну. Мы смогли создать коллекцию Heart Beat Manufacture с апертурой точно по центру напротив метки “6 часов”. Мы также запатентовали обратный мост на стороне циферблата”, — говорит Питер Стас, президент Frédérique Constant. — Творческий подход и независимость — вот почему мы занялись этим. Мы начали разработку собственного калибра в 2001 году и уже приобрели определенный опыт. Это способствовало усилению доверия к марке”.
Все больше клиентов знают, откуда появился механизм их любимых часов. “Разумеется, независимость — это важная причина создания марками собственных механизмов, а если механизм к тому же хорош, их имидж в глазах покупателей от этого только выигрывает, — говорит Лоран Пиччото из Chrono­passion (Париж). — Проблема в том, что механизм должен быть безупречным с точки зрения функциональности и отделки. Некоторые клиенты предпочитают in-house механизмы, однако к их выбору подходят с большим подозрением, поскольку никому не хочется обжечься. Вообще, они предпочитают подождать, пока рынок не примет и не подтвердить качество такого механизма”.


Собственные механизмы: за и против

MAXIME MANUFACTURE AUTOMATIC от Frédérique Constant


Новая мастерская Hublot специально для Unico
Hublot недавно представила новый собственный механизм, получивший название Unico, и открыла для его производства специальную мастерскую в швейцарском Нионе. “Преимущество собственного механизма — в независимости производственных мощностей и в творческой свободе, — говорит Жан-Клод Биве, президент Hublot. — Имея собственные производственные возможности, вы можете развивать собственные идеи, а не покупать чужие. In-house механизмы придают марке ценность и вес. Ни одна из марок премиум-сегмента не может обойтись без этого. Надежность крайне важна для нашей марки и нашего ценового сегмента. Это наш приоритет, и мы никогда не допустим, чтобы наш собственный механизм уступал по качеству калибру поставщика. Это было бы губительно для нашего имиджа и для нас”.


Собственные механизмы: за и против

UNICO от Hublot


Мечта Armin Strom становится реальностью
Armin Strom, известная скелетонами, выполненными на заказ, после появления новых инвесторов приняла решения расширить производство и разработать собственный фирменный механизм. Серж Мишель, глава Armin Strom, нанял часовщика Клода Гризлера, разрабатывающего калибры на мануфактуре Christophe Claret, для его создания.
“Armin Strom всегда мечтала о собственном механизме, — говорит Мишель. — Г-н Штром давал советы на начальных этапах создания, однако главным конструктором стал Гризлер. Одной из основных причин, подтолкнувших нас к созданию собственного механизма, является независимость. Не только финансовая, но и техническая. Мы можем создавать механизм на свой выбор, украшая его на свое усмотрение. К нам уже поступают просьбы от других компаний о производстве механизмов и для них, однако пока мы планируем выпускать калибры эксклюзивно для наших коллекций. Но мы также рассматриваем возможность их производства для других компаний в будущем. Принимая решение о таких больших объемах инвестирования, нужно осознавать уровень затрат. Очевидно, что окупаемость инвестиций — вопрос длительного времени, но Armin Strom — марка, работающая на долгосрочную перспективу, и такими инвестициями мы доказали, что планируем находиться на рынке не один год. В идеале, марки, желающие инвестировать в свое будущее, должны иметь вертикальную интеграцию”.
Надежность — основной приоритет, именно она может создать или погубить репутацию марки. “Это еще одна причина, по которой мы вкладываем такие средства в собственную мануфактуру, — добавляет Мишель. — Поскольку мы воспользовались услугами лучшего конструктора отрасли, мы уверены, что наш новый калибр (ARM09) попадет к конечным потребителям идеальным”.

Гибриды
На протяжении многих лет компании разрабатывали механизмы и поручали их производство третьей стороне. Такие механизмы, несомненно, нельзя назвать in-house, однако и к просто поставляемым их тоже не зачислишь. Это гибриды, в создании которых марки принимают самое разное участие. Некоторые, кого мы не будем называть, просто печатают название и серийный номер на механизме, называя его собственным, а другие разрабатывают его своими силами, а потом принимают столько участия в его создании (занимаясь отделкой, модулями, заменой частей и прочим), что попадая на производство механизм не напоминает базовый. Все зависит от того, насколько прозрачной хочет быть марка. Например, Harry Winston всегда сообщает полную информацию о происхождении своих механизмов: один из ее турбийонов производится Dimier. При этом другие компании намеренно скрывают данные и даже вводят в заблуждение покупателей. Помню, как осматривая мастерские Christophe Claret, я увидел целый отдел, посвященный изготовлению калибров для марок, утверждавших, будто сами производят свои механизмы. Оливье Бернхайм, президент Raymond Weil, знает, какие инвестиции требуются для создания собственного механизма, потому предпочитает использовать механизмы, разработанные в сотрудничестве со специалистами, работающими исключительно с Raymond Weil. “Требуются большие объемы инвестиций для производства и проверки in-house механизма, что негативно влияет на конкурентность стоимости часов. Такие марки, как Raymond Weil, продолжат разрабатывать внутренние, фирменные усложнения в зависимости от своих ресурсов, иногда прибегая к помощи третьих сторон для частичной или полной индустриализации проекта, — поясняет он. — Именно это и происходит в случае модели Raymond Weil Don Giovanni Così Grande Two Time Zones с механическим усложнением, эксклюзивным для нашей марки. В большинстве случаев эти проекты связаны с уже существующим собственным базовым калибром марки”.
Oris создает и продает только механические часы, она сотрудничает с лучшими поставщиками, оставаясь при этом в своей ценовой категории. “Мы разрабатываем собственные калибры и работаем с такими компаниями, как ЕТА, и меньшими мануфактурами, которые производят механизмы для нас, — говорит Марк Вассерман, президент североамериканского отделения Oris. — Это механизмы, которые производятся эксклюзивно для нас. Наш механизм с функцией мирового времени создан на основе калибра ЕТА и механизма Oris, такого больше нет. Швейцарцы гарантируют конфиденциальность. Мы продолжаем создавать собственные калибры, один из которых будет представлен на BaselWorld”.

По правде говоря
Какой бы путь ни избрала марка, нельзя вводить клиентов в заблуждение. Покупатели стали лучше разбираться в часах, поэтому марки просто обязаны сообщать правдивые данные. “Наша марка всегда придерживалась политики прозрачности, — говорит Прециузо. — Я понимаю, что с точки зрения маркетинга некоторые решают приукрасить правду. Однако знание клиентов о часах лишь возрастает, они становятся истинными ценителями. В конце концов, честность — лучшая стратегия для любой марки”.
Слишком много информации поступает на рынок, чтобы долго скрывать тайну. “Прозрачность и подлинность — вот два основных элемента часового рынка, — говорит Биве из Hublot. — Правду долго скрывать не удастся”.
“Такому Дому, как Bovet, нельзя делать вид, будто все его механизмы производятся собственными силами, — говорит Раффи. — Когда марка сама создает турбийоны, как мы, она с гордостью заявляет об этом. Нельзя работать со страстью, если начинаешь со лжи”.

Будущее
Все больше марок объявляет о производстве собственных механизмов. Трудно сказать, по-настоящему ли ценят покупатели такие механизмы, однако принимая во внимание, что все больше марок используют факт наличия такого механизма в своих маркетинговых кампаниях, вероятность высока.
Непросто создать надежный механизм с чистого листа, и компании, выбравшие этот путь, достойны уважения. Время покажет, будет ли рынок к ним благосклонен.



Источник: журнал Europa Star февраль-март 2010