watch-knowledge


Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

English Español 中文


Древнее японское искусство лакировки маки-э, зародившееся задолго до того, как люди научились измерять время, сегодня используется для придания особого “восточного” очарования швейцарским часам.

Японское искусство лакировки, возникшее в V тыс. до н. э., в наше время оказалось на грани исчезновения. Лишь горстка мастеров при поддержке швейцарской часовой отрасли не дают этой древней традиции кануть в Лету.

Vacheron Constantin, Van Cleef & Arpels, Chopard, Peter Speake-Marin, Jean Dunand и Angular Momentum, плененные волшебством этого восточного искусства, в сотрудничестве с мастерами-лакировщиками создают циферблаты, претендующие на звание миниатюрных произведений искусства.

Сырье

Изначально предметы покрывали лаком, чтобы защитить их от губительного действия влаги. На Востоке все покрыто лаком — от посуды, жестянок с чаем и до мебели. Существует огромное множество техник нанесения лака: простая лакировка, нанесение шеллака (природной смолы, вырабатываемой насекомыми) и драгоценного натурального лака из сока лакового дерева (Rhus verniciiflua), известного как уруси.

Сбор сока требует немалой сноровки и терпения, причем для этих целей годятся только деревья старше 10 лет. На стволе дерева делается пять-десять глубоких горизонтальных надрезов, из которых выделяется густой ядовитый сок. Каждое дерево можно вскрывать несколько раз в год, однако больше половины чашки сока от него все равно не наберешь. После этого должно пройти несколько лет, прежде чем дерево восстановится. Качество самого сока значительно отличается в зависимости от возраста дерева, типа почвы, на которой оно выросло, климата и времени года. Лучшим считается сок, собранный в июле-августе. Его собирают в отдельные емкости и используют исключительно для нанесения последних верхних слоев лака. Собранную субстанцию процеживают сквозь тонкую ткань и помещают в деревянное ведро на три, а то и пять лет.

Процесс нанесения

Лаком можно покрывать металл, дерево, кожу, ткань, керамику и бамбук. При декорировании циферблатов лак наносится на золотую или перламутровую поверхность, предварительно тщательно очищенную и подготовленную. Лак накладывается слой за слоем, при этом каждый должен полностью высохнуть перед нанесением следующего. Некоторые изделия покрываются лаком до ста слоев (толщиной от 0,8 мм до 1 мм).

При затвердевании лак не высыхает в общепринятом смысле этого слова; влажная среда вызывает особую химическую реакцию, приводящую к его созреванию. В состав сырого лака входит энзим под названием лакказа, выполняющий роль катализатора окисления лака, в результате чего тот затвердевает навечно.

Художественные возможности

В часовом деле преимущественно используется техника лакирования маки-э (“насыпанная картина”). Главной ее особенностью является нанесение при помощи макицзутцу (специальной трубочки для распыления) или кэбо (кисточки) металлического порошка, как правило, золотого, платинового, серебряного или оловянного, на непросохший лак. Техник маки-э существует множество, но основными считаются тогидаши, така-маки-э и хари маки-э. Техника тогидаши маки-э состоит в нанесении последнего слоя лака поверх металлического порошка, после чего его полируют, чтобы слегка проступили металлические частички. Така-маки-э означает “выступающий” маки-э. При помощи лака, смешанного с угольным или глиняным порошком, создается объемный рисунок с подчеркнутыми контурами. Хажи маки-э, или, как его часто называют, “плоский” маки-э, является самым простым методом лакировки, поскольку рисунок наносится уже на высохший лак. Возможны различные варианты лакировки маки-э — с использованием яичной скорлупы, золотой фольги, раковин моллюсков или перламутра — открывающие перед мастерами простор для творчества.

Métiers d’Arts от Vacheron Constantin

Vacheron Constantin с момента своего основания в 1755 году стремилась при помощи своих часов объединить разные страны и культуры. Франсуа Константин одним из первых ввел практику международных путешествий, во время которых знакомил жителей других стран с мастерством мануфактуры. Сегодня швейцарская марка протягивает руку не только своим клиентам из других стран, но и иностранным партнерам, примером чему может служить творческий союз со знаменитой киотской мастерской Zohiko, специализирующейся на техниках маки-э.

“Сотрудничество с Zohiko отражает ценности и историческое наследие Vacheron Constantin, особенно учитывая технические достижения и опыт обеих компаний, 606 лет на двоих, в области художественных ремесел”, — говорит Кристиан Селмони, возглавляющий в компании отдел разработок.

Первая коллекция часов, декорированных в технике маки-э, La Symbolique des Laques, вышла в 2010 году. Все модели объединяла тема долголетия, символом которого в Японии считаются “три друга зимы” — сосна, бамбук и цветущая слива. Эти три дерева, отличающиеся жизнестойкостью и выносливостью, даже зимой остаются зелеными. Их изображения вместе с зимними птицами украшают циферблаты трех моделей марки.

Вторая коллекция маки-э посвящается водному миру — здесь главными персонажами становятся черепахи, лягушки, карпы, цветы лотоса и гортензии, а также водопады. Новая серия с циферблатом с более богатым, почти объемным орнаментом демонстрирует все разнообразие граней мастерства Zohiko. Циферблаты получились более темного оттенка за счет использования другой техники нанесения лака, хирамэ. Здесь лак наносится на предварительно покрытый порошком хирамэ циферблат. Поверхность, отполированная в технике момидаси с использованием промасленных оселков, светится изнутри. Мелкие детали, например, прожилки листьев, выполнены методом какивари.

“Обе коллекции пользуются невероятным успехом, а в 2012-м планируется представить третью, заключительную коллекцию серии. Модели будущего года обещают стать исключительными”, — утверждает Селмони.

Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

L.U.C. XP Urushi от Chopard

В 2009 году Chopard создала для японского рынка коллекцию часов с циферблатами, покрытыми лаком уруси. В этом году марка готовится представить коллекцию из девяти моделей с циферблатами в технике маки-э, помещенными в тонкий, элегантный золотой корпус диаметром 39,5 мм. Циферблаты изготовляются под наблюдением мастера-лакировщика Киичиро Масумура, который в Японии считается “живым национальным достоянием”. На раскрашенные циферблаты наносится золотой порошок производства компании Yamada Heiando, официального поставщика императорского двора Японии.

Модели представляют пять элементов, из которых, по восточным преданиям, состоит Вселенная: дерево, огонь, земля, металл и вода. Циферблаты украшают изображения дракона, феникса, тигра, павлина, рыбы и мифологических существ. Благодаря древним техникам лакировки циферблаты оживают, наполняясь глубокими цветами.

Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

Высокое искусство лакировки от Peter Speake-Marin

Лакировка маки-э — одна из многих художественных форм, полюбившихся Питеру Спик-Марину. При создании каждого шедевра используется ряд материалов: черный лак, красный лак, зола, перламутр, олово, серебро, золотая фольга и даже платина. Отделку своих циферблатов Спик-Марин доверяет только мастеру-лакировщику Мучу Ямазаки. Работа над одним циферблатом может занимать до шести месяцев.

Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

Китайский лак от Jean Dunand

При создании моделей коллекции Orbital Tourbillon от Jean Dunand используются различные художественные техники — эмалирование, гравировку, инкрустацию драгоценными камнями, лакировку. Отделка возводит эти часы с турбийоном, совершающим оборот вокруг оси (за 60 секунд) и вокруг циферблата, в ранг произведения искусства.

Модель Tourbillon Orbital Chinese Lacquer, вращающийся циферблат которой покрывает лак красного, серого, темно-синего и черного цвета, создавалась как дань уважения декоратору Жану Дюнану. Его лакированные произведения стали одним из символов дизайна в 20-х годах минувшего столетия.

Крупные серые геометрические фигуры выполнены в технике champlevé (выемчатой эмали): для создания рисунка в золотой основе циферблата делаются углубления, которые потом заполняются десятью слоями лака.

Каждый слой должен полностью высохнуть, прежде чем подвергнуться полировке и подготовке к нанесению следующего слоя. Задача усложнялась еще и необычной формой узора, складывающегося из прямых углов, зигзагообразных ромбов и контура круглого окошка орбитального турбийона.

Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

Полуночная прогулка с Van Cleef & Arpels

Van Cleef & Arpels не устает удивлять и радовать новыми моделями из коллекции Cadrans Extraordinaires (“Исключительные циферблаты”). Марка пользуется услугами ряда мастеров со всего света, готовых претворять ее идеи в жизнь. Коллекция Midnight Extraordinary Japanese Lacquer родилась в умелых руках японского лакировщика Хакосэ Сана, украсившего каждую модель традиционными японскими пейзажами. Коллекция предлагается в 42-миллиметровом корпусе Midnight из белого золота.

Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

Мастерская чудес Angular Momentum

Angular Momentum — одна из немногих независимых мастерских, собственными силами изготовляющих корпуса и циферблаты часов. Наибольшую известность марка приобрела благодаря разработке метода Verre Eglomisé – миниатюрной живописи на обратной стороне сапфирового стекла.

Мартин Паули, основавший марку, с гордостью заявляет, что Angular Momentum овладела искусством традиционных и новых декоративных техник, которые она активно использует при создании уникальных часов под заказ. Мартин Паули виртуозно владеет техниками перегородчатой (Plique à Jour) и выемчатой (Champlevé) эмали, которые активно применяет в своей работе.

“Я почти 25 лет изучаю японские декоративные ремесла, — говорит Паули. — У меня есть друг, работающий в Токийском национальном музее. Он специалист по лакам и все знает про их реставрацию. От него я узнал о существовании многих любопытных техник”. “Циферблат классической модели Urushi Dress Watch был изготовлен в технике Shibata Zeshin, названной в честь великого мастера-лакировщика XIX века Сибаты Дзэсина. Другие же модели представляют собой сочетание различных художественных ремесел и нетрадиционных техник”, — продолжает Паули.

Японское искусство на службе швейцарского часового мастерства

Лак очаровал часовую отрасль, став для нее настоящим открытием. Сложность изготовления циферблата, ограниченное число мастеров, хранящих древний рецепт приготовления лака, и огромное количество часов, которые тратит каждый из них на изготовление одного-единственного экземпляра — все это сказывается на конечной цене. Но стоит покупателю осознать, какой огромный труд вкладывается в каждый циферблат, часовое мастерство, да и само время, приобретают для него новый смысл.

Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2011