cover-stories


“Художественные часы”

English Español 中文
Апрель 2008



Коллекционеры уже потирают руки в предвкушении. В этом году марка Patek Philippe представляет новую модель World Time с эмалированным циферблатом, выполненную в стиле своих последних коллекций. Так что эмаль нынче — злободневная тема у этой марки, воплотившаяся в ограниченной серии тематических моделей и величественных настольных часах Dôme. Равно как и искусство обнажения, представленное новой мастерски выполненной моделью Skeleton Watch.

Цена составила 6 603 500 швейцарских франков! Абсолютно рекордная сумма, заплаченная в 2002 году на аукционе за платиновые часы World Time от Patek Philippe 1939 года. Другие редкостные модели с этим специфическим усложнением, в особенности созданные в 1940–1950 гг., неизменно уходят с молотка за сумму, достигающую миллиона швейцарских франков. Подобные рекорды делают эти часы, вероятно, наиболее дорогостоящими в мире.
Из всех модификаций моделей World Time от Patek Philippe наибольшей популярностью пользуются те, что имеют эмальерную миниатюру по центру циферблата, выполненную в технике клуазоне. В разные годы тематика сюжетов менялась: пальмовые заросли, дальние маяки и т. п. Однако самой популярной, несомненно, была стилизованная карта мира, и вполне закономерно, поскольку этот рисунок в наибольшей степени отвечал предназначению часов с данным усложнением.


“Художественные часы”

WORLD TIME


Механизм начала 1930-х годов
Луи Котье, скромный и необычайно талантливый часовщик из Женевы, создал первые часы с функцией мирового времени. Момент оказался удачным: интерес к дорогим часам поутих вследствие экономического кризиса 1929 года. Котье черпал вдохновение из первых авиационных перелетов и развивающегося телекоммуникационного сообщения, создавая часы, способные отображать время разных часовых поясов. В его конструкции присутствовал поворотный безель, на котором были выгравированы названия основных городов. Котье предложил свое изобретение Patek Philippe, и в 1959 году компания оформила патент.
В 1999 году Patek Philippe разработала и запатентовала доработку для механизма Calibre 240 HU (Heure Universelle — всемирное время), изолировав механизм мирового времени, который состоит из диска с названиями городов и диска 24-х часовой шкалы, от колесной системы механизма. Это позволило устранить влияние переключений между часовыми поясами на точность хода.

Полезное усложнение
Часовой гений Луи Котье воплотился в необычайной простоте этого полезного усложнения. Местное время, отображаемое часовой и минутной стрелками, соответствует часовому поясу города, что указан на диске напротив метки “12 часов”. Установка времени осуществляется заводной головкой, связанной с диском 24-часовой шкалы. Шкала охватывает все сутки, и это не создает путаницы с определением дня и ночи. Более того, она затемнена в соответствующем месте и украшена символами солнца и луны.
Переключение между часовыми поясами и смена показаний времени осуществляются кнопкой у метки “10 часов”. При каждом нажатии кнопки часовая стрелка передвигается на шаг вперед, а диск с названиями городов и 24-часовая шкала совершают шаг назад, смещаясь, таким образом, на один часовой пояс относительно друг друга. После 24-х нажатий стрелка и диски делают полный оборот и возвращаются в исходное положение.
Calibre 240 HU представляет собой автоматический механизм с частотой колебаний 21 600 пк/час, оснащенный балансом Gyromax с плоской спиралью. Мини-ротор двустороннего вращения изготовлен из 22-каратного золота и полностью интегрирован в платину. Часы имеют “клеймо Женевы”.


“Художественные часы”

TIGERS Collection и MASKS OF VENICE Collection

“Художественные часы”


Эмаль: изысканность и долговечность
Новая модель World Time (№ 5131) в корпусе из 18-каратного желтого золота имеет циферблат с эмальерным изображением карты мира по центру, выполненным вручную в технике клуазоне.
Изобретенная в конце XV века, техника эмалирования вскоре стала одним из самых изысканных видов декоративного искусства. Эмаль — это бесцветный прозрачный материал, который после нанесения на металлическую поверхность и высокотемпературного обжига (850–900 0C) затвердевает и дает прочную и долговечную поверхность. Цветной окрас, получаемый добавлением различных окисей металлов в исходный материал — схожий со стеклом порошок и наносимый на металл с помощью гусиного пера или кисточки, отличают исключительные переливчатость и блеск. В отличие от традиционных пигментов, используемых в живописи, эмаль не тускнеет и может веками сохранять первозданный вид.
Существуют разнообразные техники эмалирования. В случае World Time – это клуазоне, или техника перегородчатой эмали. Вначале мастер создает эскиз будущего рисунка, выполняя его из тончайшей золотой проволоки или полос, создавая, таким образом, крошечные ячейки-клуазоны (cloisons по-французски), которые слой за слоем заполняются эмалью. В процессе изготовления изделие проходит не один цикл обжига, поскольку окиси металлов дают различные оттенки при разных температурах. (Поэтому мастер никогда не может быть стопроцентно уверен в успехе.) Подвергшаяся обжигу поверхность медленно остывает, проявляя цвета. После этого золотая проволока подгоняется по высоте к уровню эмалевого слоя и изделие покрывается прозрачным защитным слоем, именуемым фондан (fondant).


“Художественные часы”

BIRDS OF PARADISE Collection

“Художественные часы”


Тематические коллекции
Это изысканное декоративное искусство, способствовавшее укреплению репутации швейцарских часовщиков вплоть до начала XX века, чуть было не оказалось полностью утраченным. Однако Patek Philippe вместе с несколькими другими часовыми марками не прекращала практиковать и популяризировать эту технику декора. Среди последних примеров — ограниченные серии часов с гравированными и эмалированными циферблатами трех тематических коллекций: “Тигры”, “Райские птицы” и “Маски Венеции”. Планируется изготовить пять комплектов часов на каждую из тем по четыре пары с разными циферблатами.
Циферблаты моделей коллекции Tigers украшены эмальерными художественными миниатюрами в технике клуазоне и гравировкой под слоем эмали. Часы имеют платиновый корпус и оснащены механизмом ручного завода Calibre 215. Модели коллекции Masks of Venice имеют циферблаты с художественными миниатюрами, выполненными в аналогичной технике.
В коллекции Birds of Paradise представлены модели в новом круглом корпусе, оснащенные новым ультратонким автоматическим механизмом Calibre 240, с циферблатами в технике клуазоне и гравировкой под эмалью.
Еще один образчик высочайшего уровня мастерства Patek Philippe в области эмалирования — настольные часы Dôme. Это уникальное произведение часового искусства состоит из трех элементов — купола, трех сегментов корпуса и четырех вставок вокруг циферблата, выполненных из непрозрачной и полупрозрачной эмалей. Все элементы разделены тонкими золотыми перегородками. Необходимо отметить, что эмалирование и обжиг объемных поверхностей — задача куда более трудоемкая, и редкому мастеру удается преуспеть в этом направлении. На изготовление контуров миниатюр этих часов ушло более 20 метров золотой проволоки.


“Художественные часы”

DÔME


Искусство обнажения
Иная техника изысканного декора связана с обнажением. И если эмалирование служит украшением часового фасада, то скелетонизирование призвано придавать красоту сердцу часов — его механизму. Эта тонкая и древняя техника предполагает удаление частей платины, мостов, корпуса часов до максимально допустимой степени.
Это шаткое равновесие, достигаемое посредством подобного “плетения кружев” в металле, прекрасно иллюстрирует новая инкарнация модели Calatrava (Ref. 5180/1) с ультратонким механизмом Calibre 240, “облегченным” до максимально возможного предела.
Часы в корпусе 39 мм из белого золота лишились всего “лишнего”, чего только можно. От часов осталась лишь тонкая полоска толщиной в браслет. Внутренности изрядно испещрены. Снаружи — затемненные кромки безеля, выпуклое сапфировое стекло, прозрачная задняя крышка.
Циферблат открывает вид на кружевную архитектуру механизма. Потребовалось немало часов работы, чтобы сделать фигурные отверстия в перекладине баланса, в мосту барабана, в платине, на обеих сторонах барабана, а также во множестве других деталей, прежде чем украсить их гравировкой и отполировать края.


“Художественные часы”

SKELETON


Опора ротора облегчена настолько, что, кажется, вовсе отсутствует. Сам же компактный золотой ротор с родиевым покрытием с обеих сторон украшен гравированным арабесковым орнаментом. Весь механизм представляет собой великолепный скелетон. Филигранное круглое отверстие в платине, сквозь которое просматривается барабан, окружено по периметру гравировкой “Patek Philippe” и крестом Калатрава.
Компания советует всем, кому не терпится, запастись терпением. Вследствие невероятной трудоемкости создания этих микроскопических механических творений за год могут быть изготовлены лишь несколько таких моделей. Поскольку вся работа выполняется вручную, модели будут иметь незначительные различия, что сделает каждую из них уникальной. Но кто же станет возражать?


Источник: журнал Europa Star апрель-май 2008