editorials


Механическая глобализация

English Español 中文
Октябрь 2012


В 1969 году марка Seiko завоевала первый приз на часовом конкурсе Невшательской обсерватории. Реакция швейцарцев не заставила себя ждать: конкурс отменили! В самом разгаре свирепствовавшего тогда “кварцевого кризиса” было решено сделать все возможное, дабы помешать японцам воспользоваться плодами своего успеха. Мы все знаем, к чему это в конечном итоге привело: швейцарская часовая промышленность, не устоявшая перед натиском кварца, на долгие годы рухнула в часовую преисподнюю. Однако швейцарцам все-таки удалось отвоевать былые позиции благодаря триумфальному возвращению к традициям механического часового искусства.

Своим возрождением отрасль во многом обязана усилиям Николаса Хайека, направленным на рационализацию производства. Став, по сути, единственным поставщиком основных компонентов для всего сектора механических часов, Swatch Group решила сменить стратегию производства, переключившись на нужды собственных растущих марок. В результате в 2001 году Николас Хайек объявил о постепенном прекращении поставок компонентов чужим маркам, выбившимся, во многом благодаря ему самому, в основные конкуренты группы.

Кто бы мог подумать, что это решение пробьет столь значительную брешь в стенах швейцарской часовой твердыни — брешь, которой двенадцать лет спустя воспользуются японцы. И все это на фоне совместно принятого Федерацией швейцарской часовой промышленности и правительством Швейцарии решения об ужесточении стандартов знака качества Swiss Made.

Швейцарским маркам так и не удалось предложить альтернативу компонентам Swatch Group, объемы поставок которых продолжают сокращаться, и потому сейчас им не остается ничего иного, как наблюдать за тем, как японские марки занимают стратегические позиции в отрасли.

Citizen увела из-под носа у крупных групп и швейцарских компаний La Joux-Perret, производителя механизмов, способных заменить (во всяком случае, частично) калибры ЕТА. А тут еще TAG Heuer, которой в одночасье перекрыли доступ к балансовым пружинам Nivarox-FAR, решила обратиться за помощью к Seiko.

Таким образом, двум японским гигантам удалось пустить корни в святая святых швейцарской часовой промышленности. Для Seiko, всегда славившейся качественными механическими калибрами, выход на просторы Швейцарии оказался как нельзя кстати. Сейчас компания, до недавнего времени выпускавшая механические модели преимущественно для внутреннего рынка, готовится к запуску международной кампании, призванной открыть миру механические часы под маркой Grand Seiko.

Что касается Citizen, покупка La Joux-Perret позволит ей со временем стать, по сути, единственным реальным игроком, способным предложить в промышленных масштабах альтернативу калибрам ЕТА.

Появление японской компании на швейцарском рынке никак не скажется на мощи священного оплота Swiss Made, уверяют на все голоса представители швейцарской часовой промышленности. Теоретически, может, и так. На деле же швейцарское происхождение часов, лишь на 50-60% состоящих из компонентов производства Швейцарии, кажется пустым звуком. Однако сегодня первоочередная задача швейцарской часовой отрасли состоит не в том, чтобы добиться пресловутой “чистоты” этого знака качества, а в том, чтобы сохранить целостность промышленно-ремесленной структуры отрасли. Но это уже другая, гораздо более запутанная история, связанная с возрастающим влиянием крупных групп во всех секторах мировой экономики. И по большому счету, не важно, идет ли речь о Swatch, Richemont, LVMH, Seiko или Citizen…

Механическая глобализация

Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2012