news


Да здравствуют каникулы часовой индустрии!

English
Август 2008


Часовая промышленность Швейцарии — единственная в мире, прекращающая свою работу в течение трех летних недель ежегодно. В этом году, точно так же как и во все предыдущие, производство остановилось. В 1961-м эти трехнедельные каникулы были провозглашены для всех. Тогда вечером в пятницу 11 июля все машины отключили, а огни потушили. Тишина воцарилась в часовых ателье и на фабриках маленькой европейской страны до 3 августа. В тот понедельник снова зажглись огни, включились машины, начался новый год работы часовой индустрии.
Однако есть люди, которые такую практику осуждают. Они считают ее устаревшей и отжившей свое, в особенности в нынешний век глобализации, когда фабрики работают во всем мире день и ночь. Критики утверждают, что эти каникулы никак не связаны с действительным положением вещей, ведь Швейцария переживает заметный расцвет часовой промышленности: книги заказов переполнены, а поставщики не знают, что предпринять. Доставка заказов откладывается, некоторые бренды только сейчас мало-помалу начинают доставлять нашумевшие модели весны 2007. Иные видят в такой отсрочке некоторое высокомерие и заносчивость по отношению к дистрибьюторам и конечному покупателю, которые “просто должны ожидать” выполнения заказа, сделанного и оплаченного давным-давно.
Давайте рассмотрим ситуацию с другой стороны. Возможно, эти анахроничные выходные — пример того, на что всему миру стоит обратить внимание. Что было бы, если бы все останавливалось на три недели в году? Все немного откладывалось? Если бы мы дали нашей изможденной планете, которая так в этом нуждается, короткий отдых? Немного расслабились и снизили сумасшедший темп жизни, который ведет нас к краю пропасти? Притормозили и перестали загрязнять атмосферу углекислым газом, уничтожать леса, хищнически эксплуатировать недра, остановили бы промысел в океане? Если бы мы просто остановились из-за того, что все запасы вокруг исчерпались? Не подобный ли пример показывает нам швейцарская часовая промышленность? Отложив всю деятельность на три коротких недели, она растягивает время изготовления заготовок. Бешено спеша за временем, которое всегда быстрее нас, мы рискуем потерять его.
Следовательно, “выходные часовщиков” — это традиция, которая приветствуется. Договор между работодателями и наемными работниками часовой промышленности, которые терпеливо его добивались. В 1937 году работники имели право на одну неделю отпуска в год, сейчас у них пять или шесть недель. Это право необходимо защищать, в особенности сейчас, когда многим благоприобретенным правам брошен вызов.
Кроме всего вышеперечисленного, перед нами стоит еще один философский вопрос. Люди стоят на службе у экономики или экономика у людей? То, что мы ставим этот вопрос, само по себе означает, что мы знаем на него ответ.


Источник: журнал Europa Star сентябрь-октябрь 2008