features


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

English 中文
Сентябрь 2009


Часть первая

Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

DLIGHT GOLD OFF - ON от Swarovski


Глобальная экономика в ее нынешнем состоянии повергла часовую индустрию в глубокий шок. Это первая статья из серии, в которой главный редактор Europa Star Пьер Мейяр исследует актуальный вопрос.

В конце января 2009 года под серым дождливым зимним небом Женевы прошла часовая выставка SIHH. Конец марта принес с собой BaselWorld и дождь, хотя в этот раз меж туч нет-нет, да и проглядывало робкое весеннее солнце. Был ли это знак перемен в часовой отрасли? И хотя атмосферные условия ничего общего с экономической ситуацией не имеют, настроения участников этих мероприятий вписывались в контекст погоды. И все ж базельская выставка порадовала нас первыми, пусть и незначительными, приметами приближающейся весны.
Жак Дюшен, президент Комитета участников BaselWorld, сознался, что, проработав в часовой отрасли 50 лет, он “пережил не один экономический кризис, и индустрия всегда с честью выходила из них”. “Однако, — предупредил он, — наши поведение и отношение должны измениться… Нас ждут перемены, и мы должны будем вернуться к более традиционным ценностям”. Что он имел в виду? Один из самых опытных часовых журналистов, присутствовавших на выставке, Тимоти Треффри, попросил г-на Дюшена прокомментировать свою мысль: “Вы говорите о традиционных ценностях, но разве не о том же годами твердят часовые марки? Значит ли это, что то, что все марки ранее называли “традицией”, на самом деле ею не было?”
И пусть никто этого не сказал, без слов было понятно, что часовые марки внесли свою лепту в раздувание пузыря. И сейчас, когда он лопнул, индустрии не остается ничего другого, как вернуться к простоте и скромности.


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

WISeKey от Hublot


Часы обретают цену
Один из первых ощутимых признаков “нового отношения” не заставил себя ждать: часы вновь обрели цену (в предыдущие годы считалось неприличным интересоваться ею). Не успевали мы подойти к стенду, как нам называли цену. Это был первый шаг на пути к “традиции”. В кризис каждой компании приходится обосновывать свои цены, а они серьезно упали. Разумеется, время от времени мы наталкивались на часы, или, скорее, “механические машины”, с космическими ценами. Но за исключением нескольких впечатляющих моделей главным трендом оставалась умеренность.
Как лишнее подтверждение общего настроя выставки — первую презентацию для прессы провела Swarovski, представившая свои дебютные часы. Еще год назад это вызвало бы не один косой взгляд, но в нынешнем и намека не было на снисходительность. Swarovski, основная часть продукции которой находится в ценовом диапазоне 400-700 евро, оказалась символом “новой роскоши”, не выпадающей из нынешнего экономического контекста. Модели марки поражали стилем и красотой, а стенд не уступал стендам большинства престижных марок. Он представлял собой стену из 16 000 граней, которые, поворачиваясь, складывались в 40 различных образов. Как бы иронично это ни прозвучало, BaselWorld 2009 открылась не под знаком бриллианта, а под знаком кристалла.


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1


Фальшивки — для фальшивок!


В произвольном порядке
В то же время Жан-Клод Биве, глава Hublot, который во время прошлого года неуемной роскоши представил на выставке полностью усыпанную бриллиантами модель Million Dollar BB, в этом году направил свою энергию в иное русло, более соответствующее требованиям времени, бросив все силы на борьбу с подделками. В сотрудничестве с WISeKey, компанией-лидером в сфере информационной безопасности, Hublot разработала оригинальную технику, которую г-н Биве охарактеризовал как “одну из самых изобретательных в сфере борьбы с подделками”.
По сути, каждый экземпляр часов получает идентификационную карту с уникальным кодированным номером. В день продажи этот номер заносится в считывающее устройство, подключенное к Интернету. На каждом этапе обслуживания или при повторной продаже карта служит для подтверждения подлинности часов и для отслеживания их истории. Кроме того, WISeKey позволяет марке контролировать процесс розничной торговли и вычислять продукты на сером рынке.
В настоящее время это единственная в своем роде инициатива — демонстрирующая, что среди производителей часов нет согласия по проблеме подделок. И в этой связи тем более сложно понять, почему руководство BaselWorld и Комитет участников выставки отказали Жану-Даниэлю Пашу в возможности представить кампанию Fake watches are for fake people! (“Фальшивки для фальшивок!”). Паш, кроме прочего, является президентом Федерации швейцарской часовой индустрии (FH), которая предположительно должна представлять все швейцарские марки.
Причиной отказа, несомненно, послужил тот факт, что FH инициировала кампанию в сотрудничестве с FHH, Foundation pour la Haute Horlogerie (Фондом высокого часового искусства), который к тому же является организатором выставки-конкурента SIHH. Однако, учитывая, что членами FHH являются 29 марок, 13 из которых принимают участие в SIHH, 12 в BaselWorld, а четыре предпочитают проводить собственные выставки, создается впечатление, будто наблюдаешь за дошкольниками, дерущимися из-за яркой игрушки. Борьба с подделками требует объединенных усилий, чему никак не способствуют мелочные территориальные склоки. Не стоит также забывать, что такие тяжеловесы, как Patek Philippe, Rolex и Breguet, не входят в состав FHH. Возможно, тот факт, что глава FHH Франко Колоньи, в прошлом “серый кардинал” группы Richemont, означает в их глазах влияние компании-конкурента на FHH.


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

Филипп Штерн и его сын Тьери


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

PoinÇon Patek Philippe


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

Ref. 5960 от Patek Philippe


Выбираем клеймо
Склонность к индивидуализму, правда, уже в другой сфере, продемонстрировала марка Patek Philippe, объявившая о создании собственного клейма. Марка всегда считалась глашатаем, посланником и главным пропагандистом знаменитого Женевского клейма (Poinçon de Genève), учрежденного в 1886 году. На всех механических часах от Patek Philippe стоит это клеймо, означающее, что механизм соответствует всем критериям качества, а сами часы собраны в Женеве.
Одним из ограничений, однако, является тот факт, что клеймо относится только к механизму и что критерии его отделки касаются в основном эстетической стороны. Без внимания остаются корпус, функциональность и хронометрические свойства часов, а также целый ряд нововведений, таких как использование кремния в некоторых компонентах. Марка Patek Philippe стала одной из первых экспериментировать с кремнием, что и привело к нарушению ограничений, накладываемых почтенным, но несколько устаревшим (123 года!) институтом Женевского клейма.
Это подтолкнуло марку к введению нового стандарта качества для своих механических часов, получившего название Poinçon Patek Philippe. Требования, предъявляемые новым клеймом, намного превосходят требования Poinçon de Genève и касаются качества механизма, а также корпуса и точности часов (–3; +2 секунды в сутки для калибров диаметром 20 мм и больше и –5;+4 секунды для калибров диаметром меньше 20 мм для уже помещенных в корпус часов, в отличие от требований COSC).
Посредством нового знака качества, за которым призваны следить внутренний наблюдательный комитет и комиссия, компания подтверждает свою независимость, желая “самостоятельно определять собственное будущее, без внешнего давления”.
Новость о появлении клейма прозвучала в стратегически верный момент, ведь близится то время, когда Филипп Штерн передаст бразды правления компанией своему сыну Тьерри. Впервые во время промокампании, посвященной Poinçon Patek Philippe, мы увидели фото двух лидеров, стоящих бок о бок, глядя в одном направлении. Кроме того, в этот самый момент другой влиятельный игрок часового рынка, Cartier, представляет свой первый механизм с Женевским клеймом, созданный мануфактурой Roger Dubuis, входящей в состав Richemont Group. Это совпадение случайно, поскольку на разработку нового клейма ушло несколько лет, но оно встревожило клиентов. Отказ Patek Philippe от Poinçon de Genève, даже обоснованный, может негативно отразиться на важности клейма.


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

oyster perpetual datejust II reselor от Rolex


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

datejust rolesor от Rolex


Ключевые слова эпохи кризиса: цена, качество и подлинность. Часть 1

hydro 1200 от Tudor


На пути к совершенству
Появление этого нового клейма, ориентированного на качество, пришлось на разгар экономического кризиса. Сегодня спросом пользуется продукция, которую многие называют “экономически верной”. Patek Philippe, например, помимо клейма не предлагает ничего абсолютно нового, предпочитая модифицировать уже существующие коллекции. Львиная доля основных фигур часового сектора предпочитает действовать подобным образом.
В большинстве своем марки продолжают совершенствовать коллекции, добавляя новые циферблаты или улучшая корпус. Возьмем, к примеру, Rolex. В качестве последнего реверанса в сторону эры гламура женевская марка представляет модель Royal Pink Oyster Datejust с циферблатом, украшенным полосками, и ремешком, сочетающим элементы из каучука, акульей кожи и бриллиантов. Однако не это главное. Новая модель Oyster Perpetual Datejust II Rolesor оснащена новым 41-мм механизмом со спиралью из парахрома и крупной датой. Часы украшает циферблат из сланца белого, черного или серого цвета с ярко-зелеными римскими цифрами. Дамская версия Oyster получила циферблат с цветочным узором на бронзовом, зеленом, розовом или желтом фоне в кольце инкрустированного бриллиантами безеля.
Другая примета времени — Rolex продвигает свою вторую марку, Tudor, с помощью агрессивной ценовой политики. Обновленные часы Tudor приобрели спортивный облик с элементами, как будто вышедшими из мира автомобилей — чего стоит только модель Grandtour, созданная в партнерстве с Porsche (Tudor — официальный хронометрист Porsche Motorsport), — или водного мира, как, например, Hydro 1200 (водонепроницаемые до 1200 м, с гелиевым клапаном), а также мощная модель Hydronaut II Chrono. Черные модели, оснащенные крупными версиями “тюдоризованных” калибров ETA, предлагаются с каучуковыми ремешками. Цена на часы Tudor, созданные для молодежной аудитории, колеблется от 2000 до 4400 швейцарских франков (1300-2900 евро).

Продолжение следует

Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2009