features


Главный совет часовых племен - часть 3

Июль 2010


Пелена с глаз

У Patek Philippe в абсолютно иной атмосфере, в сегменте, еще более престижном, у нас, так сказать, спала пелена с глаз. Теперь мы могли спокойно созерцать образцы попросту великолепного часового мастерства. Нас ждали не сенсационные заявления, а непрекращающаяся работа, соответствующая всем требованиям времени и при этом не отходящая от традиций и ценностей марки.
Сегодня Patek Philippe стала еще сильнее, чем перед кризисом, черпая силы в решимости семьи, выборе пути развития и солидарности представителей розничной сети. В то же время марка позволила себе роскошь представить собственное клеймо (Poinçon).
Самой большой новостью выставки стал хронограф марки 5170, о котором мы подробно рассказываем в нашей Cover Story. Это венец стратегии, направленной на постепенное увеличение собственного мануфактурного предложения механизмов хронографа ручного и автоматического завода, разработанных и собранных, с тем чтобы сразу стать “классикой”.

Главный совет часовых племен - часть 3 5950A и 5951P от Patek Philippe

Чтобы отметить вновь обретенное превосходство в сфере изготовления хронографов, Patek Philippe также представила однокнопочный хронограф с функцией flyback, Reference 5950A, оснащенный новым калибром Calibre CH-27-525PS. Этот сложный механизм толщиной 5,35 мм, заключенный в стальной корпус и побивший рекорд, собирается вручную. Не стоит воспринимать использование стали в корпусе как провокацию — это скорее дань уважения данному промышленному материалу как таковому, а также знак формирования нового нишевого сегмента на рынке коллекционеров и ценителей.
Конечный продукт имеет техничный — благодаря разметке в железнодорожном стиле на молочно-белом циферблате — и при этом винтажный вид, который ему придает стилизованный узор из листьев, выгравированный по четырем углам циферблата.
Еще одна модель царства хронографов, но уже с великим усложнением и “ретро-современным” обликом, который лишь подчеркивается подушкообразным корпусом, Reference 5951P с единственной кнопкой хронографа, вечным календарем, индикатором фаз Луны и хронографом с функцией flyback является самой плоской моделью в мире. 400 компонентов калибра Calibre CH R 27.525PS Q занимают пространство диаметром 27,3 мм и толщиной 7,3 мм.

Семьи — большие и маленькие
Есть нечто такое, что отличает семейные марки от других. Возможно, это тот факт, что им просто некуда спешить. Мы пришли именно к такому выводу, направляясь от стенда Patek Philippe к стенду Hermès. “Семья” Hermès, о которой пойдет речь, намного больше семьи Patek Philippe. Однако философия марки определяется особым духом Hermès. Это “протестантская” роскошь — если вообще допустимо употреблять эти два слова вместе — которая возрастает с каждым новым приобретением, поскольку компания прекрасно понимает, что на изучение — и завоевание — различных сегментов, включая рынок кожи, шелка и, наконец, часов, требуется время.
С 1978 года, когда покойный Жан-Луи Дюма, которого нам всем так не хватает, основал компанию La Montre Hermès в Биле, Hermès постепенно приобрела безграничное часовое savoir-faire (мастерство), выйдя на одну сцену с самыми крупными игроками.
Люк Перрамон, работавший в TAG Heuer во времена Кристиана Виро, стал новым главой и генеральным директором Hermès. Перрамон сменил Гийома де Сейна, члена семьи, оставившего пост ради более высоких обязанностей. Цель Люка Перрамона — “укрепить позиции La Montre Hermès в кругу престижных швейцарских часовых марок”. Изменения коснулись и позиционирования. Механическая линия марки, на которую сегодня приходится 20% оборота, вырастет до 40%. И хотя соотношение мужских моделей к женским остается на уровне 25% к 75%, по словам Перрамона, с ростом мужского предложения ситуация изменится и соотношение станет 40% к 60%. Параллельно росту предложения в категории мужских механических часов Hermès готовится “придать своим женским часам более значительное часовое содержание”. Достичь таких целей Перрамону помогают два основных преимущества, сыгравших особую роль в эти непростые с экономической точки зрения времена: отличное соотношение цена/качество (средняя розничная цена на часы марки составляет 2000 евро, модели начального уровня предлагаются и вовсе за 1000 евро); а также отношение потребителей к Hermès как к “надежному капиталовложению”. Доказательством тому служит рост показателей продаж Hermès по всему миру в прошлом году, притом что объемы продаж часовой продукции марки лишь незначительно снизились, на 9%, что позволило выстоять во время экономической бури и избежать увольнений (в компании в Биле работает 100 сотрудников, еще 50 — в отделениях). По словам Люка Перрамона, начало 2010 года ознаменовалось значительными темпами роста, достигшими двузначных цифр.

Главный совет часовых племен - часть 3 CAP COD TOURBILLON и CAP COD GRANDEs HEURES от Hermès

Чтобы продемонстрировать свою решимость войти в сегмент престижной часовой продукции, Hermès намеревается каждый год представлять серию особых моделей, оснащенных механизмами с усложнениями. С этой целью марка планирует сотрудничество с мануфактурой Vaucher (чье положение несколько пошатнулось, судя по сообщениям об увольнении 50 сотрудников), частью которой владеет Hermès. К тому же она планирует обратиться к различным видам часового искусства и ремесел, включая гравировку и эмаль.
Представленная в этом году первая модель с турбийоном от Hermès облачена в высшей степени классический корпус Cape Cod. За ней в рамках серии Cape Cod следует модель Lunar Phases. В коллекции Dressage появились модели Arceau Pocket, Perpetual Calendar и Annual Calendar, а Cape Cod Grandes Heures обрела часовую стрелку, движущуюся с переменной скоростью. Такое поэтически-техническое представление времени открывает особое направление для Hermès — путь “укрощенного” и “воображаемого” времени, по которому марка и планирует идти дальше. Более того, Hermès представляет серию часов, созданных как дань уважения видам часового искусства и мастерства, характерных для традиционного часового дела, с прекрасными образчиками гравировки по эмали, эмали, выполненной в технике grand feu (под влиянием знаменитых “квадратов” Hermès), а также скелетонизирования. Какие еще нужны доказательства?

Архитекторы-завоеватели времени
Другой пример, на этот раз возвращения в седло, продемонстрировала марка Ebel. При помощи нового языка, новой кампании, новых продуктов и моделей она начала “кампанию по отвоеванию рынков”, немало изменившихся за последнее время, по словам Марка Мишеля-Амадри, одного из директоров марки. “Сегодня покупателям нужно содержание. Они хотят часы сильной марки, неподверженной влиянию времени. А цена для них стала центральным элементом”.
“Сильная, неподверженная влиянию времени” — таков посыл новой маркетинговой кампании Ebel. “Мы вернулись к первоначальной кампании Architects of Time (“Архитекторы времени”), при этом значительно ее усилив. Мы воспользовались идеей следа, который время оставляет абсолютно на всем, и создали для нашей кампании часы из глины, песка, мела, шелка, воды и прочего”, — говорит Марк Мишель-Амадри. Судя по всему, фокус кампании сместился с “посланников” марки на центральный элемент, собственно продукт. К тому же кампания запланирована на годы (от 5 до 10-ти).

Главный совет часовых племен - часть 3 CLASSIC SPORT от Ebel

Как бы то ни было, новая стратегия точно отвечает в высшей степени тонкой работе, которую демонстрирует Ebel, создавая “архитектурные” детали, придающие часам их неповторимость. Новая модель Classic Sport по сути своей является классическими часами марки, приобретя, однако, некую утонченность благодаря скульптурной работе над своим монолитным корпусом, а также структурному витому браслету, состоящему из трех рядов. Часам этим по агрессивной цене 1690 швейцарских франков за модели начального уровня (и 2490 за модели с механическим калибром) несомненно суждено “отвоевать” свою долю рынка.

Квадратные круги
Тот же дух “отвоевания” чувствовался и на стенде Maurice Lacroix, глава которой, Мартин Бахман, подтвердил: “Пришло время пересмотреть позиционирование марки на долгосрочную перспективу”. Что он имел в виду? А то, что Maurice Lacroix “стремится добиться восприятия себя как современной марки, и потому акцент будет делаться на ее современности”, не покидая при этом демократичного ценового сегмента.
Что касается стиля, Maurice Lacroix отказалась от классических, сложных циферблатов в пользу исключительно современного дизайна, с точки зрения как линий, так и использованных материалов. Одним из самых убедительных примеров стала модель Pontos Décentrique Lunar Phases в великолепно сконструированном титановом корпусе с указателем даты у метки “6 часов” в апертуре каплевидной формы (система возврата диска-индикатора даты запатентована), вращающимся диском-индикатором часов, индикацией даты следующего полнолуния и наложенным двойным сапфировым диском для индикации фаз Луны и времени суток. 500 экземпляров этой модели, выпущенной ограниченной серией, предлагаются по цене 7900 швейцарских франков, при этом для приобретения весьма впечатляющих Pontos Power Reserve потребуется лишь 2950 франков, а для Day Date и того меньше, 2150.

Главный совет часовых племен - часть 3 MASTERPIECE RÉGULATEUR ROUE CARRÉE by Maurice Lacroix

Более традиционная коллекция Les Classiques, созданная талантливым Сандро Регинелли, обросла новыми функциями, например, ретроградным указателем дня недели и крупным окном даты. Хронограф Valjoux классике не изменяет, сохраняя отличную читаемость показателей.
Однако чтобы доказать, что Maurice Lacroix не утратила своего особого новаторского духа (в ожидании знаменитой модели Mémoire 1), марка рванула вперед, оставив другие компании глотать пыль позади, и первой представила пресловутые “квадратные колеса”, изобретенные Мишелем Вермо, на то время профессором школы Haute Ecole ARC. Тем самым Мишелем Вермо, который сегодня возглавляет технический отдел Maurice Lacroix.
Марка представляет мировую премьеру в рамках модели Masterpiece Régulateur Roue Carrée — ажурное квадратное колесо, приводимое в действие колесом в форме листка клевера, которое показывает часы с помощью одного выступающего угла. Центральная стрелка показывает минуты, маленькая секундная стрелка расположилась у метки “6 часов”, а индикатор запаса хода (который составляет 48 часов) у метки “3 часа”. Главную сложность представлял поиск такой формы зубцов, которая обеспечила бы постоянство передачи энергии в зубчатом зацеплении. Решением стало использование технологии LIGA при создании колес. В результате получились просто поразительные часы. Еще больше поражает тот факт, что циферблат, украшенный ободом из черного золота, является к тому же платиной механизма. Сквозь прозрачную заднюю крышку из сапфирового стекла виднеется красивый антрацитовый механизм с линейным сатинированием. Эти часы, несомненно, символизируют собой новое направление развития Maurice Lacroix.

Возвращение к базовым механизмам
В этом году Eterna, работающая в той же ценовой категории, что и Maurice Lacroix, представила модель Madison Eight Days с интегрированным устройством Eterna Spherodrive, увидевшим свет в прошлом году. Этот образцовый калибр (14 ¾ x 12 линей), полностью созданный силами марки, включая ébauche (базовый механизм), содержит два расположенных друг за другом барабана на двойных подшипниках, выполненных из оксида циркония, благодаря чему отпадает необходимость в смазке. Это нововведение, отвечающее за высокую стабильность, обеспечивает идеальное сцепление колесной передачи. К тому же, поскольку барабан привинчен только с одной стороны, его мост можно с легкостью снимать и вновь собирать, что облегчает сервисное обслуживание.
Часы с крупной датой (с системой быстрого корректирования при наступлении 10 часов, работающей в любое время суток), расположенной весьма необычно — у метки “2 часа”, и индикатором запаса хода между “7” и “8” часами, оснащены калибром 3510, обеспечивающим исключительную точность работы в течение 8-ми дней, после чего в игру вступает автоматический калибр, останавливающий баланс.

Главный совет часовых племен - часть 3 CALIBRE 3510 и MADISON EIGHT-DAYS от Eterna

Малоизвестный факт: до 1932 года Eterna и ETA (носившая в то время другое название) были одним целым. В то время мануфактура, выпускающая ébauches, называлась Ebauches SA, а выпуском часов с отделкой занималась Eterna. В 1982-м, после создания SMH, эту двойную мануфактуру выкупил у семьи Шильд Николас Хайек. Фабрику, производящую ébauches, он оставил себе, а Eterna перепродал.
Сегодня целью Eterna является более полное возвращение к своей истории производителя механизмов. Результатом стала новая серия калибра 38, легко адаптируемого автоматического механизма (с парящим барабаном на шарикоподшипниках), позволяющего интегрировать различные функции, например, указатель даты в форме диска или стрелки, или даже 24-часовую стрелку.
Уже сегодня третьи стороны могут приобрести этот замечательный механизм с различными стандартизированными элементами, предназначенный для производства в промышленных масштабах. Используя этот механизм в качестве основы, Eterna разработала модуль хронографа, который обладает одной особенностью — он располагается не на стороне циферблата, а на мосту, благодаря чему функции хронографа перемещаются на обратную сторону часов.

Главный совет часовых племен - часть 1
Главный совет часовых племен - часть 2
Главный совет часовых племен - часть 4

Источник: журнал Europa Star июнь-июль 2010