highlight


Скромное обаяние меценатства

Ноябрь 2006



Преднамеренно избегая лишнего шума и внимания, многие часовые марки взяли на себя роль истинных меценатов. Наш журнал решил узнать больше об этой их деятельности, которая не имеет ничего общего со спонсорством (рассчитанным на привлечение внимания общественности и непосредственную отдачу от этого), но представляет собой долговременные усилия, оправданные общечеловеческими ценностями, что не исключает, однако, привлечения внимания людей, формирующих общественное мнение. Это в высшей степени изящное занятие, возможно, является признаком подлинного гламура. Нас заинтересовали три марки: Rolex с Инициативой покровительства искусствам, Cartier и ее Фонд современного искусства, Jaeger-leCoultre и ее деятельность в области фотографии и кинематографа.

Скромное обаяние меценатства

Тони Урстер. “Зеркальный лабиринт” (“Жизнь мертвых глаз”). 2003 г. Фонд современного искусства Cartier


Часовая индустрия не похожа ни на одну другую, поскольку расположена на стыке искусства и промышленной деятельности. Часы одновременно представляют собой миниатюрную машину и ювелирное украшение. Более того, владелец часов не только не относится к ним равнодушно, наоборот, он испытывает специфические чувства, как и положено при взгляде на уникальный предмет (даже массового производства). Дело тут и в символической связи (часы ведут учет нашего времени — нашей единственной настоящей “собственности”), и в той любви, с которой разрабатываются и производятся часы. Чем ближе они к высокому искусству, тем более индивидуальны.
Сфера искусства коренным образом отличается от всех прочих сфер человеческой деятельности именно тем, что порождает уникальные объекты. Они живут во времени, которое их породило и на которое они сами оказали влияние. Лучшие из них поднимаются над своей эпохой, становясь общечеловеческими и вечными. То есть искусство равнодушно к идеям прогресса, вместе с тем ему совсем не чужда идея распространения знаний и технологий.
Для часовщика сырьем является время, и он искусно создает объекты, лучшим из которых суждено пережить своих владельцев и эру, в которой они были созданы. Поэтому часовщик воспринимает связь между своей работой и искусством как совершенно естественную.
Ничего удивительного, что многие часовые марки являются покровителями искусств, ориентируясь прежде всего на коллективное наследие человечества.


Rolex и ее Инициатива покровительства искусствам: подаренное время
“Мы дарим людям время, которое является сутью человеческой жизни”, — этой фразой Патрик Хайнигер, управляющий директор Rolex SA, определяет программу своей торговой марки в области меценатства. Дать молодым перспективным творцам время на плодотворное общение с признанными мастерами — вот суть филантропической деятельности Rolex, пожалуй, единственной в своем роде во всем мире.
Программа Rolex стартовала в 2002 году. Она состоит из годичных циклов по шести направлениям: драматическое, изобразительное искусство, литература, танец, музыка и кино. Rolex выбирает Ментора (мастера в данном конкретном виде искусства) и поручает ему Протеже — перспективного молодого человека, который еще не смог полностью раскрыть свой потенциал. Программа этих отношений определяется каждым Ментором и его Протеже индивидуально. Предполагается, что в течение года они проведут вместе не менее шести недель, но у каждого вида искусства свои особенности, и времени может потребоваться больше.
Никто не ждет от участников Программы конкретных результатов — цикл не должен завершиться публикацией книги, выходом фильма или выставкой. Основная идея проекта — дать Протеже свободу в плане места и времени, чтобы он мог совершенствоваться в избранной им области.
Одной из главных задач Программы Rolex является передача культурного наследия, обмен знаниями между разными поколениями. В ходе общения Ментора и Протеже ни один из них не подвергается давлению.
Очень важной целью Программы также является взаимообмен между разными формами искусства. В течение каждого цикла разные Менторы и Протеже неоднократно встречаются друг с другом для обмена знаниями и навыками. С этой же целью в Программу постепенно включаются и дискуссионные встречи Менторов и Протеже с представителями общественности. Одним из таких мероприятий стала встреча в нью-йоркском Колумбийском университете, состоявшаяся в декабре 2005 года.


Скромное обаяние меценатства

Портреты цикла 2006/2007: Энн Тереза де Кирсмакер, Ментор, и Анани Доджи Сануви, Протеже / Тахар Бен Джелун, Ментор, и Эдем Авумей, Протеже / Джон Балдессари, Ментор, и Аледжанро Кесарзо, Протеже / Пинша Цукерман, Ментор / Стивен Фреарс, Ментор, и Джошуа Мендес, Протеже / Джули Теймур, Ментор, и Селина Кармелл, Протеже

Совет Инициативы покровительства искусствам Rolex:
Пина Бауш, Тахар Бен Джелун, Триша Браун, Питер Карей, Каролин Карлсон, Кристо и Жан-Клод, Алан Кобленс, Альфонсо Куарон, Гай Дармер, Ариэль Дорфман, Мартин Т. Энгстром, Вильям Форсиф, Джонатан Галасси, Фрэнк Гери, Амитав Гош, Гэри Граффман, Синтия Грегори, Агнес Гант, сэр Питер Холл, Джеральдина Джеймс, Джозеф Калмштейн, Аниш Капур, Харви Лихтенштейн, Чо-Линд Лин, сэр Невилл Марринер, Джозеф Мелилло, Йоко Моришита, Элизабет Мюррей, Иван Набоков, Мира Нейр, Джесси Норман, Мишель Одатье, Габриель Ороззо, Джулия Пейтон-Джоунс, Карлос Саура, Валери Солти, Воле Сойинка, Джули Теймур, Роберт Вилсон



Очень важная организация
Штаб-квартира Rolex находится в Женеве, но для руководства Программой было создано специальное подразделение. В этом отделе работают пятнадцать человек под руководством Ребекки Ирвин, которая также занимается наградами Rolex в области предпринимательства. Управление Инициативой покровительства искусствам осуществляется с той серьезностью, которая характеризует всю деятельность Rolex.
Задача выбора Менторов возложена на Совет, состоящий из уважаемых представителей мира искусства, руководит Советом Патрик Хайнигер. Совет — независимая организация, дающая заключение о целесообразности Программы, — собирается в начале каждого цикла для выбора Менторов среди наиболее авторитетных личностей международного творческого сообщества. Эти люди должны не только быть признанными мастерами своего дела, но и искренне стремиться к передаче своего мастерства, то есть быть готовыми к реальным затратам сил и времени.
Как только Менторы определены, начинается поиск наиболее перспективных молодых талантов. Потенциальные кандидаты заявок не подают — их анонимно отбирают специально назначенные люди. Компания вступает в контакт с номинантами и просит прислать образцы творчества. На каждого номинанта составляется досье, которое отправляется на рассмотрение экспертам. Те определяют трех или четырех финалистов в каждом виде искусств, которые затем встречаются с Менторами. Окончательный выбор Протеже зависит уже от Ментора.
В рамках программы каждый Протеже получает 25000 долларов и деньги на дорожные расходы, каждый Ментор — 50000. Помимо финансовой помощи, Rolex оказывает своим Протеже и другую поддержку. Однако самым важным для компании является обмен мыслями и знаниями, который далеко выходит за рамки коммерческих и маркетинговых соображений.

Фонд современного искусства Cartier
С точки зрения Cartier, современное искусство и роскошь — это “брак, практически заключенный на небесах”. Так говорит Бернар Форна, СЕО Cartier, и тут же добавляет: “Роскошь с большой буквы и современное искусство всегда идут рука об руку, поскольку и в том, и в другом случае все зависит от смелых творческих решений”.
Вышеупомянутый “брак” состоялся благодаря Алену-Доминику Перрену, который создал Фонд современного искусства Cartier в 1984 году по предложению французского художника и скульптора Сезара. Занятно, но началось все с пиратства. В 1981 году Cartier выиграла судебный процесс против одного мексиканца французского происхождения, открывшего в Мексике четырнадцать пиратских магазинов Cartier. Перрен тогда затеял символичную акцию, привлекшую внимание прессы, — конфискованные поддельные часы были публично раздавлены катком. Поскольку он к тому же был ценителем искусства, ему пришло в голову создать Фонд защиты интеллектуальной собственности и помогать творцам, которые, в отличие от Cartier, не имеют возможности привлечь к ответу тех, кто ворует их идеи. В 1983-м Перрен предложил Сезару сделать одну из его знаменитых композиций, используя в качестве материала поддельные часы. Сезар объяснил Перрену, что помощь в борьбе за интеллектуальную собственность будет менее эффективной, чем помощь художникам “в деле реализации необычных проектов, например, создания оригинального бесплатного выставочного зала”. Вот так родился Фонд современного искусства. Поначалу он располагался в пригороде Парижа и предоставлял художникам кров и возможность для работы. В 1994 году Фонд переехал в центр города, в великолепное здание, спроектированное архитектором Жаном Нувелем.
За два десятка лет своего существования Фонд заработал репутацию одного из олимпов современного искусства. Его смелые выставки привлекают разных посетителей и уже поспособствовали открытию многих больших талантов. Живопись, видео, фотография, дизайн и мода — всем видам искусства находилось место в выставочных залах, в которых вместе выставлялись самые разные творцы — известные и неизвестные.
С момента основания Фонда Ален-Доминик Перрен провел четкую линию между продуктом Cartier и Фондом. Единственным исключением является присутствие Cartier в названии Фонда, но продукция марки и ее маркетинговая деятельность не имеют к нему никакого отношения. “Я хочу сохранить независимость Фонда, его автономность и свободу, — сказал Перрен в одном из интервью два года назад. — Фонд Cartier — это исключительно филантропическая организация. Однако Cartier действительно извлекает из него пользу благодаря вниманию СМИ, которое умело направляется в нужное русло. И все же я не хочу, чтобы люди путали деятельность Cartier и творчество художников, которые приходят к нам в поисках свободы самовыражения”.
Бернар Форна говорит: “Фонд является неотъемлемой частью имиджа Cartier. Он дополняет марку, но он должен иметь и свое лицо. Конечно, продукцию Cartier и произведения современного искусства зачастую покупают одни и те же люди, но результат работы Фонда трудно выразить в точных цифрах. Скорее, речь идет о репутации и признании. Такие вещи не имеют коммерческой ценности”.


Скромное обаяние меценатства

Вверху: Здание Фонда современного искусстваCartier, созданное по проекту Жана Нувеля

Внизу: Фонд современного искусства Cartier в Токио
Марк Ньюсон. Kelvin 40. 2003 г. Рон Мьюек. “В постели”. 2005 г.



Большая коллекция
Фонд не только организует большие выставки во Франции и за границей, но и заказывает работы — с 1994 года уже более семидесяти. Работа Фонда не ограничивается простым покровительством искусству — он поддерживает сам процесс творения, от концепции до реализации, и после способствует карьере художника. Помимо непосредственно заказанных работ Фонд постепенно собрал очень большую коллекцию — более тысячи работ трехсот мастеров, — которая отражает основные тенденции мирового искусства. Эта коллекция важна еще и потому, что, по словам Форна, “имеет исключительно художественное, а не спекулятивное значение”. Форна является одним из членов совета Фонда, в котором работают многие видные деятели мировой культуры. Однако Cartier никогда не разглашает бюджет Фонда, будущее которого представляется вполне обеспеченным, поскольку Йоганн Руперт, возглавляющий Cartier в Richemont Group, сам известен как коллекционер современного искусства.

Jaeger-LeCoultre: фотография и кино
В течение последних двух-трех лет Jaeger-LeCoultre стала активно поддерживать два вида искусства, которые непосредственно связаны со временем: фотографию и кино. Говорит Изабель Жерве, менеджер по международным связям с общественностью: “Такая марка как наша, работающая в секторе предметов роскоши, естественным образом тяготеет к миру искусства. Мы ведь понимаем и принципы его существования, и проблемы. Такой производитель как Jaeger-LeCoultre, в штате которого много дизайнеров и других творческих работников, отличается почти таким же творческим образом мышления, как и представители мира искусства — мы очень близки друг к другу. Меценатство приближает к миру художественного творчества и обогащает нас. Вы знаете, что наша мануфактура представляет собой систему индивидуальных ателье. Разные мастерские постоянно предлагают новые идеи и сами выполняют исследовательскую работу с целью беспрерывного движения вперед. В этом контексте отношения, установившиеся у нас с деятелями культуры, стимулируют развитие марки в целом и каждого из наших сотрудников”.
Хорошим примером является недавнее сотрудничество Jaeger-LeCoultre с Елисейским музеем фотографии. В свою двадцатую годовщину музей устроил большую выставку “Новое поколение”. Были представлены работы пятидесяти молодых фотографов, отобранные лучшими международными школами фотографии и представляющие все последние тенденции. Jaeger-LeCoultre, активно содействовавшая выставке, пригласила шестнадцать ее участников на свою мануфактуру. Они провели там несколько дней, фотографировали то, что считали нужным, и результатом стал альбом, в котором ателье и их сотрудники представлены в новом, неожиданном свете. Работы фотографов были выставлены в самих ателье, чтобы установить непосредственный контакт между художниками и сотрудниками Jaeger-LeCoultre.
Вслед за этим компания решила поднять свои отношения с миром фотографии на новый уровень и начала долгосрочное партнерство с известным парижским музеем “Жедепом”. Изабель Жерве объясняет: “Это исключительно культурная акция, от которой мы не ждем никаких прямых доходов. Просто она соответствует нашему имиджу творческой торговой марки”. Покровительство фотографам также включает и заказ работ у известных мастеров. Например, итальянец Маурисио Галимберти сделал фотопортреты всех сотрудников Jaeger-LeCoultre, а Дуглас Киркленд создал галерею снимков “Путешествие часов по пяти континентам”.


Скромное обаяние меценатства

Портреты из фотоальбома Portraits de Manufacture


Возвращение кинематографического наследия
В том же ключе Jaeger-LeCoultre работает с миром кино. Жерве говорит: “Мы захотели пойти дальше обычной демонстрации продукта в кинофильме. Забыть об очевидной магии кино, чтобы посмотреть на это искусство с той серьезностью, которой отмечена вся наша деятельность. Нашей торговой марке 173 года, и мы хорошо понимаем значение наследия, как в материальном, так и в нематериальном смыслах. Передача накопленных за века знаний и опыта является ключевым элементом повседневной реальности нашей мануфактуры”. Так что вполне логично, что Jaeger-LeCoultre решила поддерживать реставрацию фильмов, вошедших в историю кино.
В сотрудничестве с Венецианским биеннале и Музеем кино в Турине Jaeger-LeCoultre участвовала в реставрации феноменального фильма 1930-х годов “Яростный рыцарь” с участием актрисы Алиды Валли, современницы Reverso — знаменитой модели марки. Компания продолжила свою деятельность в области реставрации и во время последнего Венецианского кинофестиваля заключила соглашение с группой знаменитостей (Жюльетт Бинош, Скарлетт Йохансон, Стинг, Сандра Баллок, Оливер Стоун, Бен Аффлек) о выпуске специальных Reverso, на каждом из которых будет выгравирован портрет звезды. Часы будут проданы с аукциона, средства от которого пойдут на реставрацию фильмов.
Впрочем, обычное меценатство не означает, что Jaeger-LeCoultre бежит от гламурной стороны кино. В Венеции швейцарская марка дарила специальные Reverso лауреатам фестиваля, а для Римского фестиваля (январь следующего года) учредила награду лучшему фотографу их тех, что будут освещать мероприятие. На пляже “Никки” торговая марка установила большой белый тент, под которым посетители могли увидеть самые красивые модели от Jaeger-LeCoultre, или, как председатель жюри Катрин Денев, выбрать себе драгоценности. Это определенно умный способ связать серьезное меценатство с продвижением своего продукта.


Скромное обаяние меценатства

Слева направо: Жози О, Клайв Оуэн, специальные Reverso, сделанные для Mosita, Катрин Денев, Дэвид Линч, Стефания Рока, Валентино Росси


Фонд Louis Vuitton
Бернар Арно, СЕО LVMH Group, недавно потряс Париж своими планами создать Фонд современного искусства Louis Vuitton. Калифорнийский архитектор Фрэнк Гери, известным своим зданием Музея Гуггенхайма в Бильбао, представил макет стеклянного здания Фонда. Проект будет полностью финансироваться LVMH, его реализация продлится пять лет и обойдется в 100 млн евро. Каждый год в здании Фонда будут проходить две-три выставки.


Источник: журнал Europa Star октябрь-ноябрь 2006