features


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

English Español
Апрель 2008



Недавно марка Maurice Lacroix представила поистине исключительные часы. Хотя какое-то время о них уже было известно, точнее, было известно, что вскоре они будут представлены, никто толком не знал никаких подробностей. Марка со знанием дела подогревала любопытство к своей новой модели, позволяя сведениям о ней просачиваться по капле, и постепенно нагнетала драматизм своей пьесы в пяти актах.

Акт I: BaselWorld 2007
Около тридцати журналистов по одному приглашают посетить стенд Maurice Lacroix, где они попадают в небольшое помещение с научно-фантастическим интерьером звездолета будущего. На расположенном на стене экране начинается демонстрация видеоролика. Появляется заглавие: “Способен ли механизм помнить?” Объект наподобие бильярдного шара разгоняется и на большой скорости мчит в пространстве, в котором парят разнообразные образы “жизненных воспоминаний”. Шар приоткрывается, обнажая свое сложное механическое устройство. Из его металлического нутра появляется манипулятор и своей клешней захватывает один из образов. Шар продвигается далее к некоему механическому колесу и помещает образ в него. Появляется другой шар с чем-то наподобие фотообъектива. Он делает снимок образа и стремительно исчезает. Оба шара начинают носиться туда-сюда наперегонки, ловя и фиксируя образы…


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

ACT ONE

Ролик заканчивается, а из недр столика в центре комнаты автоматически появляется стеклянный футляр. В центре его находятся часы непривычного дизайна. Едва зритель успевает наклониться, чтобы ближе их рас­смотреть, футляр тотчас задвигается обратно в столик. Присутствующие Филипп Мерк, СЕО марки, и Сандро Реджинелли, менеджер по продукции, загадочно улыбаются. Их ответы нарочито лаконичны. “Да, механизм способен запоминать, и мы докажем это на примере нашей модели Mémoire 1”.
Все что удалось выяснить — новинка представляет собой хронограф, имеющий лишь две стрелки — секундную и минутную, а также дисковый индикатор часа. После нажатия кнопки, интегрированной в головку, часы переключаются в режим хронографа, замеряя временные интервалы с помощью тех же двух стрелок. Повторное нажатие кнопки возвращает часы в режим индикации времени. Хронограф при этом продолжает отсчитывать время, и в любой момент можно переключиться и посмотреть его показания. При переключении между режимами, обслуживаемыми лишь двумя имеющимися стрелками, показания обоих сохраняются. Механизм насчитывает 537 компонентов.

Акт II: механизм наоборот
В ожидании дальнейших сведений, снова-таки скудных и фрагментарных, пришлось долго томиться. Начало второго акта состоялось месяцем или двумя позже. Теперь механический “круг” из видеоролика превратился в автоматический часовой механизм. Однако демонстрировался он столь непродолжительно, что разобрать что к чему было невозможно. Несмотря на то что были даны некоторые дополнительные пояснения, они не столько прояснили вопросы, сколько поставили новые.
До сведения журналистов довели, что Calibre ML 128 создан исключительно силами Maurice Lacroix. Но, ко всеобщему удивлению, оказалось, что вращается он в обратную сторону относительно барабана. Нам пояснили, что в барабане данного механизма пружина навита не традиционно слева направо (по часовой стрелке), а наоборот. Следовательно, колесная система, передающая энергию на блок регулятора, вращается в обратную сторону. Теперь стало ясно “как”, но непонятно “зачем” было делать все задом наперед. Снова “ждите ответа”.
Не имея возможности изучить саму модель, все же удалось выяснить некоторые детали. Так, ее ротор небольшого размера и асимметричной конструкции расположен эксцентрично. Изготовлен он из материала высокого удельного веса — вольфрама. Вращается он на подшипниках, специально разработанных для этого механизма, а завод осуществляется при вращении ротора в обоих направлениях. При реверсивном движении ротор также передает энергию на барабан, а посредством его “волшебной собачки” оптимизируется усилие, создаваемое движением руки владельца. Благодаря небольшому размеру ротора удалось достичь хорошего обзора деталей механизма, имеющих цветное PVD-покрытие из тантала.
И еще одна деталь: в механизме установлены белые и прозрачные камни. Помимо своей красоты, они позволяют часовщику лучше проверить зазоры и проконтролировать точность попадания и количество смазки.


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

ACT TWO и ACT THREE


Акт III: “все или ничего”
В сентябре 2007 года появилась еще кое-какая информация. Maurice Lacroix четко озвучила цели создания этой модели. Проект имел своей целью “создание шедевра, которое забронирует себе место в анналах часового искусства”.
Такая постановка цели вполне соответствует более масштабной стратегии постепенного продвижения марки в верхний сегмент, достижения промышленной вертикализации и наращивания капитала бренда. Основная задача стратегии заключается в создании великого бренда, который в будущем войдет в избранный круг часовых марок. И модель Mémoire 1 — один из шагов на пути реализации этих амбиций.
Открылись еще некоторые подробности относительно модели. Во-первых, наличие в ней системы под названием “va et vient” (туда-сюда), на которую подана патентная заявка. Система позволяет переключаться между режимами хронографа и индикации времени путем нажатия интегрированной в головку кнопки. Текущий режим отображается на специальном индикаторе, расположенном на циферблате у метки “3 часа”.
Модель также оснащена дополнительным устройством, которое функционирует по принципу “все или ничего”, реализуемом в конструкциях минутных репетиров (что препятствует активации механизма боя при неполном взводе пружины). Устройство обеспечивает надежность переключения между режимами (текущее время/хронограф), а также точность хранимых в памяти данных. При активации системы “туда-сюда” устройство “все или ничего ” приводит в действие три модуля памяти, каждый из которых отвечает за раздельное хранение показаний часов, минут и секунд.
Но как же все это работает? Учитывая, что также сообщалось о наличии некоего невиданного индикатора даты, возникал вопрос о принципе его функционирования и способе индикации данных.

Акт IV: шанхайская премьера
Четвертый акт состоялся в Шанхае, и в ходе него модель наконец была представлена публике во всем своем великолепии. Спросите, почему Шанхай? Вероятно, Maurice Lacroix тем самым хотела подчеркнуть, что, устроив презентацию в центре наиболее динамично растущего мегаполиса мира, она решительно настроена на завоевание новых рынков и территорий. И хотя намерение было неприкрытым, метод его достижения оказался изощренным: в этом городе древнее китайское наследие и богатые традиции совмещаются с передовыми техническими достижениями.
Например, возвращаясь с экскурсии в пригород, мы ехали на самом скоростном магнитном поезде в мире, а после визита на стройплощадку будущего самого высокого здания в Азии на ретро-автомобилях 1930 годов отправились в ресторан, в здании которого во времена Концессии располагалось Британское консульство. Перед самой презентацией состоялось шоу, в котором совмещались выступления старой китайской пары, демонстрировавшей движения тайцзи-цюань, и молодежи, исполнявшей современные акробатические танцы. Не такую ли позицию желает занять и Maurice Lacroix, которая сочетала бы в себе мастерство часового искусства с его давними традициями и современный дух?


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

ACT FOUR


Наконец, покров тайны с часов, прежде демонстрировавшихся лишь мельком, был снят окончательно. По словам самого Сандро Реджинелли, “каждый элемент этой модели проникнут духом современности, простоты и чистоты. В этом ее главная особенность. Несмотря на исключительную сложность часов, на первый взгляд они смотрятся очень просто. Это не экстравагантно, а, скорее, экстраординарно. Они не обращают на себя внимание размером, или использованными цветными материалами, или даже ненужным техническим или стилистическим украшательством. Основная задача дизайна — сфокусировать внимание на функции памяти модели. Гранд-усложнению не обязательно выглядеть сложным”.
Корпус из белого золота имеет несколько уровней. Первое, что бросается в глаза — угловая секундная стрелка, движущаяся вдоль цилиндрической шкалы на боковой поверхности корпуса. Циферблат также имеет многоуровневую структуру. На внешней его окружности расположен прозрачный диск индикатора часов. Изготовлен он из нехарактерного для часовой отрасли материала — минерального стекла, обладающего большей плотностью, чем сапфировое стекло. Внешний и внутренний уровни циферблата имеют ступенчатый переход, на котором расположился отлично читаемый индикатор даты.
На центральном внутреннем уровне циферблата присутствуют центральные секундная и минутная стрелки, индикатор режима у метки “3 часа” и отверстие у метки “6 часов”, открывающее вид на модуль памяти секунд. Ремешок из кожи аллигатора непосредственно интегрирован в корпус с помощью системы петель. Отделка великолепна и обращает на себя внимание чередованием полированных и матовых поверхностей. Все это произвело на присутствующих глубокое впечатление, однако нам опять предстояло ждать, прежде чем узнать, как именно все это функционирует.

Акт V: BaselWorld 2008, развязка
Наконец тайное стало явным. Со своими 537-ю компонентами модель Mémoire 1 оказалась самыми сложными трехстрелочными часами в мире. Остановимся подробнее на основных элементах устройства памяти, интегрированного в механизм, который был специально разработан для этой модели (его спуск швейцарского типа разрабатывался и адаптировался под потребности данного усложнения, как и прозрачный баланс тонкой регулировки с частотой колебаний 28 000 пк/час).


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

Три модуля памяти
В модели Mémoire 1 присутствуют три модуля памяти, обслуживающие один из индикаторов — часов, минут и секунд, и располагающиеся у меток “9 часов”, “12 часов” и “6 часов” соответственно. Последний из модулей просматривается через отверстие, расположенное в нижней части внутреннего центрального циферблата.

Три узла модуля памяти
Каждый из модулей состоит из трех узлов: основы, обеспечивающей взаимосвязь механизма и усложнения, “блока хронографа”, выполняющего все обслуживающие функции хронографа, в т. ч. функцию обнуления показаний, а также третьего “блока режима”, состоящего из сердечника хронографа с передаточной шестерней и двумя коромыслами и сердечника отсчета времени с передаточной шестерней.
Функция памяти и переключение режимов обеспечиваются крайне сложной системой. Посредством коромысла на циферблат передаются показания либо сердечника хронографа, либо сердечника отсчета времени.


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

Функция пуск/остановка
Традиционное колонное колесо, обеспечивающее запуск и остановку хронографа, было заменено рычагом сцепления. Он непосредственно связан с механизмом запуска и блокировки зубчатой передачи хронографа.


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

Обнуление показаний
Сброс показаний хронографа осуществляется коромыслом, которое поднимает или опускает кулачок сцепления сердечника хронографа, таким образом обнуляя его.


Mémoire 1 от Maurice Lacroix: покорение механической памяти

Контроль переключения режимов
Контроль переключения режимов обеспечивает кольцо расцепления. При переключении два кольца активируют стопоры трех модулей памяти, позволяя, таким образом, переключиться с одного режима на другой. Помимо стопоров кольцо расцепления связано с системой “туда-сюда” и устройством “все или ничего”. Первая является блокиратором пружины сцепления и позволяет переключать режим. Второе — обеспечивает точность сцепления деталей.



Коллективное приключение
Два года понадобилось на воплощение этой блестящей идеи, зародившейся в январе 2006 года. Это действительно весьма короткий срок, если принять во внимание сложность конструкции. Проект был инициирован Филиппом Мерком, который вознамерился сделать Maurice Lacroix “непререкаемым авторитетом в избранном круге крупных швейцарских брендов”. Осуществить проект удалось силами нового подразделения — L’Atelier Maurice Lacroix, в состав которого вошли опытные конструкторы, инженеры и часовщики, как ранее сотрудничавшие с маркой, так и приглашенные.
В отличие от многих марок, не афиширующих привлечение подрядчиков, Maurice Lacroix не постеснялась в подробностях рассказать о своих связях на стороне. Среди прочих, двое из партнеров марки сыграли важную роль в появлении Mémoire 1 — Les Artisans Horlogers, специализирующиеся на разработке механизмов и усложнений, и дизайнеры из компании White SA.
Перед сотрудниками L’Atelier Maurice Lacroix был поставлен вопрос: как обеспечить функциональное разнообразие модели, при этом максимально приблизив ее облик к традиционному? Вопрос не давал им покоя в ходе всего процесса творческих исканий, пока наконец один из участников проекта не предложил: “Специализацией Maurice Lacroix всегда были хронографы, так почему бы не создать хронограф всего с тремя стрелками? Другими словами, посредством механики реализовать функцию, ныне доступную лишь кварцевым часам?”
С этого все и началось. Результат, как можно видеть сегодня, превзошел ожидания. Модель Mémoire 1 бесподобна. Она стилистически строга и консервативна и одновременно технически изощренна и причудлива. Ее дизайн призван дарить владельцу удовольствие и удобство пользования — такой себе знак уважения, явившийся результатом этого удивительного приключения.


Источник: журнал Europa Star апрель-май 2008