cover-stories


The Master Tourbillon от Jaeger-LeCoultre — “повелитель”, который все ставит на свои места

Август 2006



На последнем салоне SIHH была обнародована информация, которая произвела на некоторых часовщиков эффект холодного душа. Jaeger-LeCoultre готовилась представить турбийон из стали по ошеломляющей для конкурентов цене — 35000 евро, включая налоги. “Они хотят убить турбийон”, — заявили некоторые представители часового мира. Несомненно, эти люди опасались за курицу, несущую золотые яйца, в которую превратился турбийон в течение нескольких последних лет. Количество прототипов и моделей со все более замысловатыми турбийонами увеличивалось в геометрической прогрессии, и цены росли с той же скоростью.

Руководство Jaeger-LeCoultre не смутила критика коллег по часовому делу. Стефан Бальмон, директор по маркетингу, объясняет: “Jaeger-LeCoultre имеет решающее преимущество, поскольку является полноценной мануфактурой. Мы в совершенстве владеем всеми производственными процессами, располагаем полным набором необходимых знаний и умений, необходимых для идеальной отделки механизма и часов в целом. Таким образом, мы можем предложить сложный продукт вроде турбийона по более низким ценам, поскольку не несем дополнительных затрат на услуги внешних поставщиков. Цена должна соответствовать объемам затраченной на продукт работы. Мы не прибегаем к завышению цен только потому, что продукт оснащен каким-либо сложным устройством. Jaeger-LeCoultre всегда предлагала очень хорошие часы по взвешенной и оправданной цене. Сегодня некоторых беспокоит также и то, что мы готовы представить турбийон из стали. А мы просто делаем упор на изначальном назначении турбийонов — улучшении точности и надежности часов”.

Законные основания
В бурном потоке сомнительных изысков, который в последнее время захлестнул часовой мир, мы, тем не менее, можем выловить несколько реальных новшеств и достойных внимания исследований в области турбийона. К ним относится модель сферического турбийона Gyrotourbillon 1 от Jaeger-LeCoultre, представленная компанией в 2004 году и получившая очень высокие оценки. Помимо красоты и технического совершенства, Gyrotourbillon 1 является одной из первых (если не самой первой) моделей с турбийоном, полностью адаптированным для наручных часов. Благодаря своей вращающейся платформе турбийон компенсировал все отклонения в работе в любых положениях, в которых оказываются наручные часы.
При этом Jaeger-LeCoultre имеет еще более давние законные основания на лидерство в области турбийонов. Одним из исторических турбийонов этой компании является модель Pocket Calibre 170, выпущенная в 1948 году. Этот турбийон с тремя спицами принес компании множество побед на хронометрических состязаниях.
Четыре с половиной десятилетия спустя, в 1993-м, мануфактура интегрировала турбийон в прямоугольный корпус и механизм Reverso, создав, если я не ошибаюсь, самый маленький турбийон в мире.


The Master Tourbillon от Jaeger-LeCoultre — “повелитель”, который все ставит на свои места

POCKET CALIBRE 170, GYROTOURBILLON 1 и REVERSO TOURBILLON


Возврат к сути турбийона
Итак, главной задачей нового проекта Jaeger-LeCoultre является возвращение к сути турбийона — улучшению точности часов. Эта идея отражена в самом названии модели — Master Tourbillon, или Régulateur à Tourbillon, то есть “Повелитель турбийона”.
Турбийон с вращающейся платформой является большим потребителем энергии. Проблема энергопотребления традиционно решалась двумя путями: снижением частоты хода при уменьшении размера платфомы и соответствующим уменьшением размера баланса. Однако результатом такого решения было снижение точности часов.
Мастера Jaeger-LeCoultre пошли другим путем. Они захотели изготовить совершенно новый большой баланс. “Размер баланса должен был обеспечить энергию, необходимую автоматическому механизму для поддержания движения платформы, а также гарантировать 28800 пк/час, то есть характерную для механизма высокой точности частоту”, — говорит один и руководителей проекта. Этот высокочастотный баланс (4 Гц, что необычно для турбийона) имеет момент инерции 11,5 мг/см2. Большинство турбийонов имеют момент инерции в пределах от 4 до 6 мг/см2, что означает низкое потребление энергии, но и плохую изохронность. У Rolex момент инерции автоматического механизма составляет около 16 мг/см2, в результате чего имеем отличную изохронность, но большое потребление энергии. В конкретном случае Jaeger-LeCoultre баланс отличается переменной инерцией, которая корректируется с помощью четырех винтов на серже (одинаковом для всех балансов автоматических механизмов от Jaeger-LeCoultre) с прямой, очень компактной и очень легкой паллетой.
С целью оптимизации потребления энергии вес платформы был уменьшен до минимума. Изготовленная из титана, так же как и мост спуска, она состоит из 78-и деталей, но весит всего 0,33 г, оставаясь при этом очень крепкой, что доказано тестом на ударопрочность. Разработанный с помощью компьютерной графики дизайн остается трехмерным не только на горизонтальном, но и на нескольких других планах. При этом платформа отличается отличной сбалансированностью — компьютерная симуляция позволила с очень высокой точностью определить местонахождение центра тяжести на оси вращения платформы. Устойчивость также поддерживается за счет использования брегетированной спирали, которая, двигаясь концентрически, обеспечивает высокую точность и лучшую центровку.

3D-симуляция
Трехмерная симуляция позволила определить форму пружины, чтобы наиболее оптимальным путем получить постоянный крутящий момент силы, поступающей с большого барабана на баланс. Оптимальные частота и инерция в сочетании с хорошим рабочим резервом и автоматическим механизмом стали той комбинацией, которая обеспечила высокую точность.
Опять же во имя увеличения точности 3D-симуляция была использована и для определения лучшей формы зубьев шестерней и осей баланса, чтобы добиться наиболее оптимального уровня трения. Когда мастера определили форму спускового колеса, опора колеса и рабочие поверхности зубьев были тщательно закруглены и отполированы.
Наконец, в автоматическом заводе были использованы керамические подшипники, что исключило потребность в смазке и обеспечило более высокую эффективность завода. Например, в случае с моделью Autotractor завод осуществляется только в одном направлении, что, похоже, является наиболее приемлемым для наручных часов.
Régulateur à Tourbillon так же, как и вся серия Master, был подвергнут знаменитому 1000-часовому тестированию, которое проводит Jaeger-LeCoultre. Точность полностью собранных часов составила от –1 до +6 секунд в день, в то время как стандарты COSC требуют точности от –4 до +6 секунд в день для не помещенного в корпус механизма.


The Master Tourbillon от Jaeger-LeCoultre — “повелитель”, который все ставит на свои места

MASTER TOURBILLON

The Master Tourbillon от Jaeger-LeCoultre — “повелитель”, который все ставит на свои места

CALIBRE JAEGER-LECOULTRE 978


Запатентованный индикатор даты
Модель Régulateur à Tourbillon от Jaeger-LeCoultre также замышлялась как часы с полезными функциями. Особой практичностью отличается автоматический механизм модели с его эффективным заводом. Полезной функцией является индикация времени второго часового пояса по принципу “время дома/время в точке пребывания”, уже заявленному в семействе Master. Дополнительный 24-часовый счетчик, расположенный в верхней части циферблата, может использоваться и как второй часовой пояс, и как опорная точка отсчета времени (“время дома”).
Очень оригинальный указатель даты, который можно корректировать в обоих направлениях, синхронизирован с центральными часовой и минутной стрелками и представляет собой третью центральную стрелку с перевернутым красным наконечником. Она движется вокруг циферблата вдоль указанных на нем дней месяца. Однако эта стрелка проходит перед турбийоном и в течение семи календарных дней частично закрывала бы его, если бы дизайнеры и часовые мастера не разработали механизм, который позволяет стрелке перепрыгивать через интервал на шкале дат — 15-е число расположено на метке “5 часов”, а 16-е — на метке “7 часов”. Прыжок происходит 15-го числа каждого месяца в три часа ночи.
Что касается секунд, то они демонстрируются в круглой прорези минутного турбийона с помощью стрелки с тремя указателями, один из которых имеет наконечник.
Помещенный в классический корпус линии Master (41,5 мм в диаметре), модель Régulateur à Tourbillon представлена в платине 950-й пробы лимитированной серией в 300 экземпляров. Есть также варианты из 18-каратного розового золота и стали. Цены представляются довольно разумными: 59000 евро за платиновую, 42500 за версию из розового золота и 35000 за стальную. Все версии снабжены матовым ремешком из кожи аллигатора с раскладывающейся застежкой из 18-каратного белого или розового золота. Есть ремешки со стальной застежкой.

Конвейер и индивидуальное мастерство
В отличие от большинства турбийонов, модель Régulateur à Tourbillon была создана не маленькой преданной проекту командой — она стала результатом объединенных усилий всего штата мануфактуры. Такая индустриализация процесса производства гарантирует исключительную надежность продукта. С другой стороны, мастера мануфактуры вручную занимаются отделкой деталей механизма и корпуса — классической, сдержанной и изысканной, которая включает в себя такие процессы, как зенкование, полировка, гравировка, скругление, вытягивание, скрутка, нанесение узора Côtes de Genève, утонченная пескоструйная обработка и воронение винтов.
Под задней крышкой часов из сапфирового стекла мы можем увидеть литой ротор из 22-каратного золота с гравировкой и отверстием по центру, которое позволяет хорошо разглядеть платформу турбийона.

Новая эра
В определенном смысле Master Tourbillon от Jaeger-LeCoultre возвещает о начале новой эры в царстве турбийонов. Несомненно, представленная модель “демократизирует” данную область высокого часового искусства. В то же время она устанавливает новые стандарты в плане прочности, надежности, точности, резерва хода (48 часов) и водонепроницаемости (50 м). Отныне по этим стандартам будут судить о других турбийонах.
В этом смысле Master Tourbillon вносит фундаментальный вклад в эволюцию механического учета времени.


Master Tourbillon: технические характеристики

Механизм:

  • автоматический Calibre Jaeger-LeCoultre 978, изготовлен и декорирован вручную;
  • 28800 пк/час;
  • резерв хода — 48 часов;
  • 302 детали;
  • 33 камня;
  • высота — 7,05 мм;
  • литой ротор из 22-каратного золота с гравировкой и отверстием.

    Функции:
  • местное время с независимой быстрой корректировкой в обоих направлениях (время в точке пребывания);
  • стрелка указателя даты синхронизирована с местным временем, корректируется в обоих направлениях;
  • 24-часовый указатель “время дома”;
  • минутная стрелка;
  • турбийон с указателем секунд.

    Циферблат:
  • стальной: посеребренный, цифры и часовые метки из покрытого родием золота, 11 люминесцентных точек;
  • из 18-каратного розового золота: посеребренный, цифры и часовые метки позолочены, 11 люминесцентных точек;
  • из платины 950-й пробы: серый палладий, цифры и часовые метки из покрытого родием золота, 11 люминесцентных точек.

    Стрелки:
  • часовая и минутная: позолота или покрытая родием медь, люминесцентные;
  • указатель дат: позолота или покрытая родием медь с голубым или красным двойным треугольником;
  • указатель “время дома”: позолота или покрытая родием медь, голубая эмаль.

    Заводной ключ:
  • один для завода часов, корректировки местного и домашнего времени, минут и даты.

    Корпус:
  • из стали, 18-каратного розового золота или платины 950-й пробы, 41,5 мм в диаметре;
  • выпуклое сапфировое стекло, твердость №9;
  • задняя крышка из сапфирового стекла, открывающая вид на механизм;
  • водонепроницаемость на глубинах до 50 м.

    Кожаный ремешок:
  • из кожи аллигатора, матовый, раскладывающаяся застежка из 18-каратного белого или розового золота или из стали.

    Справки:
  • платина 950-й пробы 165 64 50;
  • 18-каратное розовое золото 165 24 20;
  • ремешок из кожи и стали 165 84 20;
  • стальной браслет 165 81 20.


    Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2006