features


Lange Zeitwerk. Циферблат, порожденный тьмой

English
Сентябрь 2009


Художник Поль Гоген любил повторять: “Я закрываю глаза, чтобы видеть”. Часовщики марки A. Lange & Söhne решили буквально последовать его примеру, проведя презентацию новых часов, Lange Zeitwerk (“часовой механизм”) во время торжественного ужина в полной темноте.
Это необыкновенное событие произошло в Берлине, и я лично готов подтвердить: в темноте глаза закрывать совсем не обязательно. Держите их широко открытыми: в темноте чувства обостряются до предела, так что вы начинаете “видеть” окружающих и понимать их лучше, чем на свету.


Lange Zeitwerk. Циферблат, порожденный тьмой


Новый облик отображения времени
Мастера из A. Lange & Söhne старались избавиться от старых привычек, чтобы воссоздать новый способ отображения времени.
Мы говорим “воссоздать” вместо “создать”, потому что в часовом деле инновации зачастую идут путями, в прошлом забытыми или заброшенными. В этом смысле механический числовой дисплей уже пережил свою минуту славы в XVIII веке, когда появился в крупноформатных карманных часах. Однако по мере того как размеры часов уменьшились до формата наручных, он был забыт.
Единственным примером числовой индикации, пережившим эту эру, оказалось окошко даты, в котором из-за его микроскопических размеров разглядеть что-то было практически невозможно. Именно по этой причине Rolex предложила использовать маленькую лупу, вживленную в кристалл, которая увеличивала цифры.
Пятнадцать лет назад по случаю обновления A. Lange & Söhne — после воссоединения Восточной и Западной Германии — часовщики из Гласхютте представили первую модель, ознаменовавшую возрождение марки, Lange 1, которая была оснащена первой крупной апертурой календаря, украсившей наручные часы. Эта запатентованная крупная апертура стала отличительным знаком компании и имела громкий успех. С тех пор все начали разрабатывать собственные системы размещения даты в большой апертуре.
Часовщики из A. Lange & Söhne, вместо того чтобы разместить числа на одном диске, движущемся вокруг механизма, использовали устройство, соединяющее маленький диск, на котором были выгравированы единицы, и крест с выгравированными десятками. Оба взаимодействовали так, чтобы можно было использовать крупные цифры, гарантируя уникальный уровень читаемости показаний. (Вместо 31 цифры, выгравированной на диске для отображения 31-го дня, этой системе хватило девяти единиц на диске и трех десятков и пробела на кресте).


Lange Zeitwerk. Циферблат, порожденный тьмой


Сегодня, широко раскрыв глаза, мы видим часы с очень необычным циферблатом. Мост из нейзильбера в форме крыла содержит две горизонтально расположенных апертуры. Крупная апертура часа находится на метке “9 часов”, “крупные минуты” на метке “3 часа”. Этот “мост времени” захватывает нижнюю часть основного циферблата вместе с дополнительным циферблатом, показывающим секунды. В верхней части часов располагается индикатор запаса хода. Такой ансамбль гарантирует отличную читаемость, ведь благодаря крупным числам Lange Zeitwerk время воспринимаешь практически на интуитивном уровне. Как будто смотришь на аналоговый циферблат. Поэтому такая форма отображения времени столетия пользуется популярностью.
Однако “магия” этих часов действует и на другом уровне, зрелищном, что придает им особое очарование с точки зрения механики. Смена минут и часов происходит моментально.
В этой модели не был использован механизм диска и креста, как в Lange 1. Здесь за индикацию времени отвечает система, состоящая из трех дисков: часового, вращающегося вдоль платины; диска, отображающего единицы в минутах, наименьшего из трех, и диска, показывающего десятки в минутах, по форме напоминающего закругленный шестиугольник, расположенного над диском с единицами.
Для мгновенного одновременного скачка всех трех дисков таких больших размеров требуется особенно много энергии. В модели Lange Zeitwerk ее вырабатывает новый барабан, оснащенный сверхсильным пружинным мотором. Крутящий момент нового барабана возрос благодаря переосмыслению принципа скручивания-раскручивания. Когда колесо барабана передает энергию механизму, а потом раскручивается, оно вращается в подшипнике низкого трения, но как только часы заводят, в игру вступает подшипник высокого трения. В последнем случае подзаводка часов требует несколько больших усилий, однако это устройство, приводящее в действие мощную 3,32-миллиметровую пружину, усиливает крутящий момент. Благодаря этому возрастает количество вырабатываемой энергии, позволяющей трем дискам совершать мгновенный скачок.


Lange Zeitwerk. Циферблат, порожденный тьмой


Запатентованный спуск постоянной силы управляет движением прыгающих часов и минут. Его основная оригинальная деталь — это регулятор с маленькими лопастями, встроенный в механизм. Рассеивая значительную часть энергии через сопротивление воздуха, лопасти этого регулятора создают небольшую воздушную струю, помогая стабилизировать работу механизма, чей баланс (со смещенными от центра противовесами и пружиной собственного производства) на протяжении 36 часов (таков запас хода этой модели) приводит в действие практически неизменная сила.
Механизм Calibre L043.1 (размер ¾’’’) украшен в лучших саксонских традициях. Размещается он в корпусе диаметром 41,9 мм (предлагается в платине, желтом, белом или розовом золоте) с несколькими версиями циферблатов из цельного серебра с отделкой цвета шампань, а также черного или серебристого цвета или с родиевым покрытием. Заводная головка напротив метки “2 часа” придает модели классический облик с легким налетом современного динамизма.
Чтобы по достоинству оценить уникальный циферблат этих часов, нужно увидеть его в действии. Твердый, исключительно точный скачок цифр обеспечивает особый уровень читаемости показателей. И сразу понимаешь, что за всей этой кажущейся простотой скрывается непогрешимый механизм.


Lange Zeitwerk. Циферблат, порожденный тьмой


СПУСК С ПОСТОЯННОЙ СИЛОЙ модели Lange Zeitwerk
Спуск с постоянной силой отвечает за точное переключение минут. Каждые 60 секунд сигнал о смене минуты поступает к механизму диска в виде резких скачков на одну пятую оборота (72 градуса) через ведущее колесо (1) и расположенную на том же штифте шестерню (2).
Эта шестерня с пошаговым вращением соединяется с колесом (3), несущим диск с единицами. То же колесо сцепляется с колесом (4), которое через переключающее устройство (5) подсоединено к колесу, переключающему десятки и несущему рычаг с камнем (6). После каждого полного оборота диска с единицами, т. е. каждые десять минут, камень касается переключающей звезды с шестью зубцами (7) штифта диска с десятками и продвигается вперед на одну шестую полного оборота (60 градусов), когда диск с единицами перескакивает с “9” на “0”. Это продвигает диск с десятками точно на одну цифру вперед.
Совершив полный оборот, штифт диска с десятками продвигает большое кольцо с часовыми метками (от “1” до “12”) вперед на один шаг. С этой целью он соединяется с колесом с единственным зубцом (8), которое в свою очередь соединяется с переключающей звездой с четырьмя зубцами (9) промежуточного часового колеса (10). Когда диск с десятками передвигается от “5” до “0”, промежуточное часовое колесо перескакивает вперед на одну четвертую полного оборота (90 градусов). В этом случае блокирующее устройство соответствующей формы между штифтом диска с десятками и промежуточным часовым колесом предохраняет кольцо с часовыми метками от случайного движения.


Источник: журнал Europa Star август-сентябрь 2009